Погреба боеприпасов американских авианосцев

Dec 28, 2020 06:31


Занимаясь японскими авианосцами мы с Евгением Пинаком как-то задались вопросом расположения и оборудования погребов авиационных боеприпасов на них. Накопали немало интересного, что даже забугорные камрады не знали.
Однако, потом, мне показалось также интересным посмотреть а как это дело обстояло на авианосцах других флотов, в частности американского? Вообще, эта тема как-то слабо описана.
Итак, приступим.
CV-2 "Lexington".
1. Бомбовые погреба сосредоточены в носу:
- в трюме: отсек A-617-M (шп.55-61, по диаметральной плоскости (ДП)), и отсеки A-621-M и A-620-M (шп.61-67, соответственно справа и слева от ДП) (все погреба для 1000# бомб) (погреба сообщаются между собой через два люка в поперечной переборке на шп.61, оснащённые монорельсами);
- на 2-й платформе: отсеки A-518M (шп.44-49) и A-520M (шп.52,5-55) (500# бомбы), A-522M (шп.55-61, слева от ДП, 100# и 30# бомбы) и A-523M (шп.61-67, слева от ДП, 100# бомбы) (погреба 500# бомб сообщаются между собой и с бомбовым перегрузочным отделением A-521M (шп.55-61, справа от ДП) где имеются два загрузочных люка в шахту элеватора).
Как подаются 100 и 30# бомбы - решительно непонятно, доступа к шахте элеватора из их погребов нет. Вручную по трапам в A-312E?.
Шахта бомбового элеватора A-617M (один номер с бомбовым погребом), единого для всех погребов кроме A-522M и A-523M (см.выше), расположена на шп.55-59,5, в ДП. Шахта элеватора, закрытая водонепроницаемым люком, выходит в отсек A-312E (general work shop) на 3-й палубе, где бомбы перегружаются в элеватор A-312 1/2T (шп.64,25-66,75), смещённый к правому борту.
Этот элеватор открывается в:
- перегрузочное отделение 100# бомб A-111 1/2A на средней полупалубе, перед носовой кромкой носового самолётоподъёмника (там есть лёгкий люк по ДП, ведущий прямо на платформу элеватора);
- отсек A-0115 1/2A на верхней полупалубе (squadron armories) (зачем - не вполне понятно, сообщения с пространством ангара нет);
- на полётную палубу (шахта закрыта водонепроницаемым люком, заподлицо с полётной палубой).


Интересно, что в ангарной палубе есть люк ещё одного бомбового элеватора (в левом внутреннем "углу" носового самолётоподъёмника) ведущего вниз на 3-ю палубу. Но там нет ни погреба и вообще ничего. Единственно, через двери в поперечных переборках, через шахту носового элеватор, можно попасть в A-312E. Таскать оттуда бомбы вручную, чтобы потом поднять их элеватором всего на одну палубу??

2. Погреб боевых зарядных отделений торпед (БЗО) - отсек D-512 1/2M на 2-й платформе (шп.175,5-185) по ДП.


Очень странное место расположения. Корпус в этом районе резко сужается и полностью лишён конструктивной подводной защиты (КПЗ). При попадании в этот район вражеской торпеды, с последующей детонацией собственных БЗО, у корабля с высокой степенью вероятности разрушаются внешние винты и валолинии внутренних винтов.




Интересно, что американцы поняли свой "косяк" и на "Саратоге", в ходе модернизации, погреб БЗО переместили дальше в нос, в бывший погреб 5" боеприпасов.
БЗО подаются через шахту с этим же номером D-512 1/2M на шп.175,5-176,5 в отсек D-432-A, затем через люк в отсек D-340-A на 3-й палубе и всё так же через люк на платформу на средней полупалубе.
Оттуда как-то (тельфером?) они подаются в торпедную мастерскую на верхней полупалубе (шп.177-183 л.б.) оттуда снаряженные торпеды подаются тельфером к торпедному элеваторы на шп.125-130 п.б. и уже им на полётную палубу у кормовых 8" башен. При этом снаряженные торпеды до подачи на полётку хранились на галерее вдоль правого борта ангара (mezzanine gallery - этакая "полка" вдоль правого борта ангара).
Когда в "Лексингтон" в Коралловом море попали японские торпеды и он начал взрываться и гореть, то на этой галерее лежало 27 (двадцать семь) снаряженных торпед. Убрать их никуда не смогли и поливали из спринклеров пока в пожарной магистрали не пропало давление. Тут все почесали в затылках и экипаж начал оставлять корабль, а потом, разумеется, эти торпеды взорвались:
"At about 5:30 PM, as the abandonment of Lexington was nearing completion, a large explosion tore through her hangar amidships. Fires were now "roasting" torpedo warheads stowed in the after hangar, and these detonated in a spectacular blast soon after the carrier's Commanding Officer, Captain Frederick C. Sherman, left her".
Из этого следуют минимум два вывода:
1. Американцы ТОЖЕ держали снаряженные торпеды в ангаре. Более того, за отсутствием торпедных мастерских под броневой палубой (и на последующих авианосцах тоже) их больше снаряжать было и негде.
2. Если в пожарной магистрали пропадает давление то и на американском авианосце ТОЖЕ перестаёт течь вода из шлангов и тушить пожар становится нечем. Грусть-пичаль.

CV-4 "Ranger".
Первый американский "тру"авианосец. Даже на внешний взгляд, он всегда производил впечатление ужасно несуразного и нескладного корабля, ну, а при ближайшем рассмотрении это впечатление лишь утвердилось.
1. Бомбовые погреба сосредоточены в носу:
- в трюме: отсек A-617-M (шп.70-77, справа от ДП);
- на платформе: отсеки A-516-M (шп.55-62) и A-519-M (шп.62-77).
Пикантная деталь. С обоих бортов к погребу A-519M, и с правого борта к погребу A-617M, прилегают отсеки бензоцистерн. Не, ну а что такого-то? Хотя на платформе и предусмотрели скромный такой "пояс стыдливости" в виде узеньких коффердамов, а в трюме и его нет.
Погреба обслуживаются двумя бомбовыми элеваторами: на шп.61-62 (справа от ДП) и на шп.74-76 (слева от ДП). Загрузка бомб в элеваторы производится на платформе. Подача бомб из погреба в трюме в погреб на платформе производится через люк в подволоке (шп.70-71).
Элеваторы открываются на 2-ю палубу в столовую команды A-206-L и кубрик команды A-208-L, соответственно, где бомбы перегружаются в бомбовые элеваторы на шп.шп. 60-61 и 78-80 (оба последних элеватора смещены к правому борту). Первый элеватор (на шп.61-62) выходит также в ангар, где он закрывается плоским водонепроницаемым люком заподлицо с ангарной палубой. Два смещённых к борту элеватора подают бомбы как в ангар, так и на полётную палубу.
Дополнительный, как я понял, бомбовый погреб расположен в шахте среднего самолётоподъёмника на 2-й палубе.

2. Торпедных хранилищ два. В носу на 4-й палубе в отсеке A-410-A (шп.50-55, слева от ДП, отсек служит также складом авиационного имущества) и в корме на главной (ангарной) палубе слева от кормового самолётоподъёмника (D-102-M) (не стал делать эту часть корабля).
Если верна нижеследующая информация: "To save money, Ranger was initially designed and commissioned without torpedo stowage or a torpedo bomber squadron. Wasp was designed and commissioned to match. On 17 October 1941 approval was given to install torpedo stowage during the next overhaul in conjunction with the activation of a torpedo squadron", то получается, что данные помещения не предназначались для хранения торпед изначально, а были приспособлены позднее.
Подача торпед из носового хранилища осуществляется предельно просто. В трёх палубах над ним прорезан узкий прямоугольный люк (шп.54-58,5 слева от ДП) через который торпеды подаются в ангар, очевидно, простым тельфером. Из кормового они могут быть просто выкачены на тележке (кормовое хранилище, очевидно, служит и торпедной мастерской). Никакого специального хранилища БЗО не обнаружено, вероятно они хранились в одном из бомбовых погребов.


3. САБы и пиротехника хранятся в двух помещениях на 2-й палубе, справа и слева от шахты кормового элеватора, соответственно.
Взрыватели бомб хранятся в в двух небольших погребах, на платформе: A-604 1/2 M в носу (шп.29-30, слева от ДП) и D-507-M в корме (шп.154-156, справа от ДП).
Да, на галерейной палубе, которую я тоже не стал делать, с обоих бортов между шп.40 и 50 расположены некие bomb shelter. Что это и для чего нужны - я пока не понял.
В общем, "Рейнджер" представляет собой большую неуклюжую и не слишком быстроходную жестянку набитую бомбами и бензином.

CV-5 "Yorktown".
1. Носовые бомбовые погреба:
- в трюме на шп.65,5-71,75: A-705-M (30#, 100# и 500# бомбы, с п.б.) и A-704-M (100#, 500# и 1000# бомбы, с л.б.);
- на 2-й платформе на шп.64-71: A-601M (100#, 500# и 1000# бомбы, справа от ДП), A-602M (100#, 500# и 1000# бомбы, слева от ДП) и A-604M (100#, 500# и 1000# бомбы, шп.71-76, слева от ДП);
- на 1-й платформе на шп.57-64: A-521M (1000# бомбы, справа от ДП) и A-520M (500# бомбы, слева от ДП); и на шп.64-71 A-525M (100#, 500# и 1000# бомбы, справа от ДП) и A-524M (100#, 500# и 1000# бомбы, слева от ДП).
Носовые погреба обслуживаются двумя бомбовыми элеваторами на шп.69,5-71: A-707-ET (справа от ДП) и  A-706-ET (слева от ДП). Загрузка бомб в элеваторы может производится на двух уровнях - на 1-й и 2-й платформах. Подача бомб из погребов в трюме на 2-ю платформу производится через люки в подволоке. Предположительно, шахты этих элеваторов бронированы, но прямых указаний на это не обнаружено. Элеваторы открываются в столовую команды A-309-LM, на 3-й палубе, где бомбы перегружаются в бомбовый элеватор A-431-ET (шп.71-74) и, через столовую команды A-310-ILM, в бомбовый элеватор A-439-ET (шп.78-81) (оба последних элеватора смещены к правому борту).
Эти элеваторы открываются в ангар, на галерейную палубу в коридор A-0213-LM, и на полётную палубу рядом с "островом".


Интересно, что часть бомбовых погребов, а также носовые снарядные и зарядные погреба 5" орудий расположены прямо над помещениями бензоцистерн. А помещение носовых бензонасосов так и вообще расположено прямо в пороховом погребе. Порох рядом с парами бензина, ну что может пойти не так?

2. Кормовые бомбовые погреба и погреб БЗО торпед:
- на 2-й платформе на шп.145-150: D-603-M (500# бомбы, справа от ДП), D-604-M (500# бомбы, слева от ДП) и D-606-M (100# учебные бомбы, шп.150-154, слева от ДП);
- на 1-й платформе на шп.145-150: D-507-M (500# и 1000# бомбы, справа от ДП) и D-506-M (1000# бомбы, слева от ДП); и на шп.150-153 D-511-M (500# бомбы, справа от ДП) и D-508-M (погреб БЗО, слева от ДП).
Кормовые погреба обслуживаются одним бомбовым элеватором D-605-ET (шп.148-150, справа от ДП). Загрузка бомб и БЗО в элеватор производится в погребе D-507-M на 1-й платформе. Подача бомб из погребов на 2-й платформе производится в него через люки в подволоке. Этот элеватор подаёт бомбы и БЗО в ангар (шахта закрыта плоским люком, заподлицо с ангарной палубой).
От элеватора бомбы вручную (на тележках) развозятся по самолётам, а БЗО перевозятся в торпедную мастерскую (C-109-E на шп.119-128 п.б.), где торпеды приводятся в окончательно снаряженное состояние (сами торпеды хранятся палубой выше, в торпедном погребе, с тем же номером C-109-E (шп.112-128 п.б.). Снаряженные торпеды могут быть развезены по самолётам непосредственно в ангаре или же поданы торпедным элеватором (шп.120,25-125, п.б.) на полётную палубу.
Взрыватели для бомб (и, возможно и для торпед) хранятся в трёх отдельных маленьких погребах на 2-й платформе в корме, справа от ДП: D-615-M, D-617-M, D-619-M.


Обращает на себя внимание, что кормовой тракт подачи авиационных боеприпасов, в отличии от носовых трактов, не имеет перегрузочных отделений. Т.о. чисто теоретически, полубронебойная бомба, с взрывателем с замедлением, пробившая ангарную палубу и попавшая в крышку шахты элеватора может пролететь по ней вплоть до погребов, где и взорваться.


CV-7 "Wasp".
1. Носовые бомбовые погреба расположены на 2-й платформе:
- на шп.56-62: отсеки A-609 M (справа от ДП) и A-610 M (слева от ДП);
- на шп.62-68: отсеки A-613 M (справа от ДП) и A-616 M (слева от ДП).
Все погреба сообщаются между собой через люки в продольных и поперечных переборках.
Носовые погреба обслуживаются двумя бомбовыми элеваторами: A-708 ET (шп.60,5-62 слева от ДП) и A-711 ET (шп.68-69,5 справа от ДП).
Оба элеватора подают бомбы в бомбовые перегрузочные отделения на 3-й палубе A-309 L (шп.62-68) и A-31 0L (шп.68-76), которые по совместительству являются также столовыми и кубриками команды (элеватор A-708 ET также имеет загрузочный люк в A-419 A (bomb vane skid & truck stowage) на 4-й палубе слева от ДП). В перегрузочных отделениях бомбы перемещаются к правому борту и загружаются в элеваторы A-417 ET (шп.59-62) и A-423 ET (шп.68-71), соответственно.
Элеватор A-417 ET открывается прямо в ангар (шахта закрыта водонепроницаемым люком, заподлицо с ангарной палубой). Элеватор A-423 ET открывается как в ангар, так и на полётную палубу (шахта закрыта водонепроницаемым люком, заподлицо с полётной палубой).


2. Кормовые бомбовые погреба расположены:
- в трюме: отсек B-701 M (шп.110,5-118);
- на 2-й платформе: отсек C-602 M (шп.119,5-127).
Кормовые погреба обслуживаются одним бомбовым элеватором C-701 ET (шп.118-119,5, в ДП). Загрузка бомб в элеватор идёт из B-701 M, перемещение в него бомб из C-602 M, очевидно, вручную, через шахты C-601 T и C-703 T. Элеватор подаёт бомбы в перегрузочное отделение на 3-й палубе B-309 L (шп.110-121, по совместительству - столовая и кубрик команды) где бомбы перемещаются к правому борту и загружаются в элеватор B-425 1/2 ET (шп.118-121). Этот элеватор открывается как в ангар, так и на полётную палубу (шахта закрыта водонепроницаемым люком, заподлицо с полётной палубой).


3. Торпедный погреб и торпедная мастерская расположены на ангарной палубе слева от кормового элеватора (шп.155-168), занимая по высоте 2 межпалубных пространства. Никакого специального хранилища БЗО не обнаружено, вероятно они хранились в одном из бомбовых погребов.
4. Пиротехника хранятся в помещении на 2-й палубе, за шахтой кормового элеватора.
Взрыватели бомб хранятся в носу, на 1-й платформе, в погребе на шп.25-28, слева от ДП и в корме, в трюме, в отсеке C-717 M (шп.133-139) и (для 100# бомб) на 2-й платформе в отсеке C-607 M (шп.138-139, справа от ДП).

Можно отметить следующие общие особенности в устройстве погребов боеприпасов и цистерн авиабензина на довоенных авианосцах флота США.
1. Все цистерны авиабензина сосредоточены в носовой оконечности.
2. Бомбовые погреба на "лексингтонах" и "Рейнджере" также сосредоточены в носовой оконечности, на "йорктаунах" и "Уоспе" они уже размещены и в корме тоже.
3. Отсутствуют торпедные погреба под броневой защитой (и вообще ниже ватерлинии). Торпеды приводятся в окончательно снаряженное состояние в торпедной мастерской расположенной на ангарной палубе.
Если сравнить "Хирю" и "Уосп"


то можно увидеть, что, в отличии от американцев, японцы рассредотачивали наличный запас авиабензина между оконечностями. Это уменьшало каждый отдельный объём взрывопожароопасного материала и повышало живучесть системы в целом (если при получении кораблём боевых или аварийных повреждений одна из групп цистерн/их топливной арматуры оказалась бы выведенной из строя, то самолёты можно было заправить из второй группы и авианосец мог продолжать лётные операции).
Также видно, что цистерны авиабензина сдвигались до краёв броневой цитадели, за ними по направлению к миделю располагались погреба артиллерийских боеприпасов (как менее взрывоопасные), а уже за ними располагались бомбовые погреба (а в носовой части ещё и торпедный погреб).

авианосцы разные

Previous post Next post
Up