Hard To Be a God @ La Mine Rodolphe

Oct 10, 2011 00:16



Чтобы посмотреть этот спектакль, нужно совершить небольшое путешествие: запастись теплыми вещами и поехать на юг Альзаса, в деревню недалеко от Мюлуза, на окраине которой стоят обрушающиеся постройки соляных шахт, закрытых в начале 70хх (соль кончилась). Нужно найти самую большую шахту - шахту Родольфа - затем ее кристализационный ангар, это такое низкое сооружение без стен, но с крышей. Там - в двух прицепах - будет проходить спектакль Корнела Мундружо по мотивам романа братьев Стругацких. Мундружо прежде всего известен как режиссер как раз, его фильм "Счастливые дни" был когда-то в Каннах, а шахта Родольфа - как место, где любопытствующим показывают, как добывали каменную соль, а затем кормят кнаками с пивом.

Конечно, сценография - эти величественные обрушающиеся постройки, прицепы-сцена, ангар, с другой стороны небольшой зал на 100 мест, где под покрывалами жмутся друг к другу замерзающие зрители, - более чем впечатляет. Впечатляет и неожиданное количество перформативного трюкачества - super 8, Румата выскакивает перед спектаклем к публике с окровавленными руками. От романа здесь осталось только название и концепция idle god Руматы, который здесь в роли врача при борделе. Речь в спектакле о трех венгерских проститутках, которые, под покровительством своей хозяйки участвуют в жестоких садистских инсценировках с целью скомпрометировать депутата европарламента. Помешанный садист, сын депутата, который мстит ему за убитую мать, снимает этих несчастных девушек на видео  - закапывает живьем в землю, прямо посреди прицепа, обливает бычьей кровью, мочится им в лицо, обваривает кожу на спине, заставляет нагишом ползать по земле и рыть носом землю в поисках костей. В комплекте венгерских ужасов еще аборт спицей от зонта и выкалывание глаз, но это уже в самом конце.

Удивительно, что немного шокирующая натуралистичность, с которой сняты-сыграны многие сцены, оставляют почти равнодушным. Этот жестокий спектакль остается поразительно холодным. Во время одной сцены, правда, когда на стене прицепа показывают съемку из закрытого второго фургона, где посреди резаных покрышек распятую на унитазе (!) обнаженную девушку пытают кипятком - и вот когда на фоне этого дикого видео актеры поют O Mamy, O mamy mamy blueeee, o mamy bluuue, и поют все громче и громче - чтобы не было слышно ее воплей - тогда челюсть со звоном падает на пол. Но в целом постановка, классически сконструированная, почти по Станиславскому разыгранная (актрисы просто невероятно мощные), но не чурающаяся дымных шашек, видео, и литров искусственной крови для финальной резни, слегка теряется в своих мотивациях. Вся история с местью и шантажом оказывается весьма надуманным претекстом, чтобы говорить о секс-траффике, о садизме, современном рабстве и о свободе выбора - ведь именно врач-Румата вершит в конце суд. Странно такое говорить о настолько натуралистичной постановке - но она неоправданно overproduced. Кропотливо воссозданная атмосфера подпольной швейной фабрики, музыкальные номера, корявое заигрывание с публикой: "это гуччи, я их потом продаю на рынке в мюлузе" - это немного лишнее. То ли времени не хватило, то ли изначально был выбран не тот масштаб - но без этих постиндустриальных декораций, выбранных с целью испытать зрителя и поставить на условный "задник" сцены такую атмосферу упадка и потерянности, без спецэффектов, которые, правда, очень акууратно вписаны в текст спектакля, поставленная на обычной сцене, эта постановка бы много потеряла.

Трейлер, однако, очень многообещающий - он как раз транслирует все те места, от которых забываешь про холод и ветер, и прирастаешь к креслу, там где сквозь эту пелену ужаса и насилия видно тепло и даже немножко радости. Странно, написал сейчас текст, пересмотрел ролик - и, кажется, не то что-то, что-то не так, словно другое восприятие открылось, эээ.



theater

Previous post Next post
Up