На выходных был в Дюссельдорфе. Там все было так хорошо и светло, что даже подзабыл, что видел там в Танцхаусе крутую постановку местной знаменитости Бена Рипе. Hundstage - это, конечно, не танец, а театральный перфоманс, с симметрично растущим ритмом, кульминацией и развязкой - с этой стороны, словно кино. Но у этого Бена Рипе странно-любовные отношения с пространством: актеры скромно входят в публику, вытирая слезы и тут же возвращаются на сцену, все сцены развернуты лицом к залу, а стены театра превращаются в черные дыры. На сцене вода (которой "тушат" так же, как в последней пьесе Фабра, песком), старые кресла, персонажи, затянутые в странные викторианские прогулочные наряды.
Все ужасно надрывно, те редкие моменты танца сносят крышу, аккуратное раскачивание действия вначале успокаивает, потом расшевеливает. Финальная сцена с микрофоном, когда одна девушка с силой бьет себя микрофоном по груди, из колонок этот стук смешивается с тяжелым техно, потом вдруг музыка пропадает, и неожиданно остановившись, другая танцовщица прикладывает микрофон к груди, и в гулкой тишине ты слышишь упругий стук сердца. Стук прекращается и гаснет свет. Я не буду ничего больше пытаться объяснить, это просто очень хорошая вещь. И ее хорошесть в недоговоренности и недосказанности - будто присутствуешь не на финальной версии спектакля, а на промежуточном варианте, то тут то там разной степени эмоциональности штуки, вместе собирается так, что дух захватывает.
После этого так хорошо пить вино на улице, у входа в трамвайное депо, тепло, пикники в парке, ночи до утра, кофе, книжки. Сейчас у меня ритм неожиданно взвинтился, второй день бегаю, ничего не успеваю, впереди все. Стал ходить на мастер-классы испанской "хореографини" Марии Ла Рибо - сегодня был первый. Это так жутко интересно - не воркшоп, а настоящая репетиция ее последней и, кажется, на данный момент, самой важной, итоговой работы - премьера на следующей неделе в Страсбурге. Она невероятный совершенно человек, глаза умные, смешные, сидит наверху в очках с лампочкой, издалека можно спутать с Пиной Бауш, и бросается в нас испанскими проклятиями, пока мы ползаем друг по другу, читаем шепотом японские молитвы, орем на танцоров и строим пирамиды из стульев. Завтра больше. И даже если меня не отберут для премьеры, это жутко захватывающий опыт - оказаться за кулисами и почувствовать на себе как это происходит, как трясет изнутри хореографа, как выстраивается ритм и постановка. И кажется, можно все еще поменять, думал я, когда ехал сегодня в трамвае и говорил со скульпторами и танцорами, которые съехались на эти мастерклассы и репетиции со всей Франции и Германии. Кажется, так.