Dec 10, 2010 17:29
Размышления о возможности одновременности существования и не-существования.
Возникновение и исчезновение - это крайние из состояний, в какие может переходить система единое - многое; помимо них, существуют промежуточные, такие как увеличение и уменьшение, уподобление и становление неподобным, разъединение многих и соединение (многих) в единое - одним словом, все виды переходов из одного состояния в другое, переходов, которые все заданы уже крайними переходами из бытия в небытие и обратно.
К числу этих переходов Платон относит также переход от покоя к движению и обратно, замечая при этом, что пока что-то движется или покоится, оно находится во времени, но когда оно переходит от покоя к движению, то в момент перехода оно и не движется, и не покоится. “Ведь не существует времени, в течение которого что-либо могло бы сразу и не двигаться, и не покоиться... Так когда же оно изменяется? Ведь и не покоясь, и не двигаясь, и не находясь во времени, оно не изменяется... В таком случае не странно ли то, в чем оно будет находиться в тот момент, когда оно изменяется?” Если, двигаясь или покоясь, нечто находится во времени, то в момент перехода от движения к покою оно не находится во времени. Чем же в таком случае является то, “в чем” оно находится в момент перехода? Оно является, по Платону, вневременным “вдруг”. Это “вдруг” означает нечто такое, начиная с чего происходит изменение в ту или другую сторону. “В самом деле, изменение не начинается с покоя, пока это покой, ни с движения, пока продолжается движение; однако это странное по своей природе “вдруг” лежит между движением и покоем, находясь совершенно вне времени, но в направлении к нему и исходя от него изменяется движущееся, переходя к покою, и покоящееся, переходя к движению”.
Это вневременное “вдруг” не подлежит никакому закону или правилу. “Переход” представляет собой “скачок”, не поддающийся никакому постижению, Этот переход, по Платону, осуществляется везде, где происходит изменение: всякое изменение у него - это превращение в противоположное. “Но разве не так обстоит деле и при прочих изменениях? Когда что-либо переходит от бытия к гибели или от небытия к возникновению, происходит его становление между некими движением и покоем и оно не имеет в тот момент ни бытия, ни небытия, не возникает и не гибнет”.
Переход из одной противоположности в другую ничем не опосредован, вернее, опосредован «ничем».
Переход от одного измерения к двум, от двух - к трем представляет собой такой же скачок; одномерная линия, двухмерная плоскость и трехмерное тело - как бы три разных состояния, между которыми - прыжок, внезапный переход, осуществляемый не во времени и не логически, а “вдруг”.
красота,
размышления,
Платон