Заманчивая ловушка электротранспорта

Nov 08, 2021 15:40

Считается, что заменив обычные автобусы с двигателями внутреннего сгорания на электробусы - т.е. автобусы на литиево-ионных батареях, мы избавимся от «углеродного следа» транспорта и существенно улучшим показатели по выбросу парниковых газов - мы же обещали к 2050 году свести их к нулю!
Давайте разберемся. Батареи электробуса (так же, впрочем, как и вашего личного электрокара, если вы его уже купили) надо периодически заряжать на каких-то специальных станциях зарядки (СЗ), сеть которых еще предстоит построить. Откуда берется электроэнергия на этих СЗ? Естественно, с того места, где ее производят. И не надейтесь, что это будет «зеленая энергия» - ее производство обещали довести до 10% от всей производимой в Израиле энергии до конца 2021 года (пока еще не получилось) и до 30% к концу 2030 года (специалисты выражают осторожные сомнения). Так что, энергию придется производить по старинке, сжигая нефтепродукты.
Ну, да - раньше мы просто ехали на ближайшую АЗС, заливали топливо в бак своей машинки, а уж там, в двигателе внутреннего сгорания, оно превращалось в энергию.
При этом транспорт, естественно, оставлял углеродный след. Какой - поговорим немного дальше. Точно так же обстояло (да пока и обстоит) дело с автобусами: обычные заправляются горючим, электробусы - произведенной где-то электроэнергией. И именно там, где ее производят, остается этот злополучный углеродный след. Иными словами, он остается здесь же, у нас в Израиле, но не на улицах, а в промзонах, где расположены наши электростанции. Ну и какая разница?
Мало того, этот след довольно существенно превышает тот, который оставался бы на улицах. Почему? - спросите вы. Во-первых, при передаче электроэнергии к потребителям происходят потери - провода, повышающие трансформаторы, понижающие... А раз что-то теряется, то надо потери восполнить и произвести больше энергии, чтобы обеспечить вам её столько же, сколько вы имели, сжигая топливо прямо в своей машине/автобусе. А во-вторых, очистка выхлопных газов с помощью фильтров-катализаторов достигла таких высоких показателей, что теперь даже покончить жизнь самоубийством, закрывшись в машине с работающим двигателем, и то не получится. Правда, сама я не пробовала, врать не стану. А вот удается ли достичь таких результатов на электростанциях, где сжигают нефтепродукты или уголь, я не уверена (вернее, уверена, что не удается).
Итак, сравнивая две технологические цепочки: 1)сжигание горючего - выбросы - получение электроэнергии - передача ее к СЗ и 2)сжигание горючего в двигателе - очистка результатов сгорания в катализаторах -выбросы, мы приходим к выводу, что они (осторожно оценивая) более или менее равноценны. И все же вторая даже более экологична.
ВНИМАНИЕ: Только что в Новостях опубликована информация об отчете фирмы
VOLVO.Документ признает, что электромобиль более экологически чист в эксплуатации. Однако, электричество для него производится главным образом из нефти и газа. И только после 110000 километров электрический автомобиль становится более "чистым", чем бензиновый или дизельный. Это несколько лет эксплуатации.
НО ЭТО ТОЛЬКО ПОЛОВИНА ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВЫБОРЕ МЕЖДУ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТОМ И ОБЫЧНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ. Вторая часть проблемы - утилизация литий-ионных батарей, которые установлены на электромобилях. Хотела писать о том, что ЕС выделяет многомиллионные средства на разработку технологий утилизации, что сейчас утилизируют всего лишь 5% отработавших батарей и т.д. Но ограничусь ссылкой на тот же отчет VOLVO:
По мнению экспертов, утилизация литиевых батарей представляет собой еще большую опасность для окружающей среды, чем их производство. И если электробус после пробега в 110 тысяч км становится экологически чище бензинового, то с учетом утилизации батарей он никогда не станет чище.
В настоящее время многие производители автотранспорта занимаются разработкой автомобилей на водородных двигателях - направление, которое считается гораздо более перспективным, чем электромобили. Это направление уже реализуют Тойота, Хонда, Хендэ. Начали работы компании Ауди, БМВ, Форд и другие.
ТАК СТОИТ ЛИ ИЗРАИЛЮ "БЕЖАТЬ ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА", особенно, учитывая то, насколько плохо обстоит у нас дело с утилизацией того, что уже имеем, начиная с самых простых разовых батареек из всех наших гаджетов и заряжаемых батарей электровелосипедов, самокатов и прочих видов транспорта?

Разные интересности

Previous post Next post
Up