Хроника одного обострения (любви к Виннице). Часть 2

Jun 26, 2014 16:22

День второй. Облакамни, неподкованный Пегас и новая рифма к слову «душа»

Давно я так не радовалась звонку будильника: десять с половиной часов сна - непозволительная роскошь! Андрей заезжает в восемь, движемся к месту общего сбора.
…Особая, на мой взгляд, прелесть поэтического фестиваля «Подкова Пегаса» - не только в его «молодёжном формате», но и в мобильности. В прошлом году, правда, далеко не выбирались - чтения были на разных площадках Винницы и в паре окрестных поселений. На сей раз всё серьёзнее - нам предстоит три часа пути автобусом в Бушу, украинское Приднестровье: фестиваль в фестивале, часть большого проекта «Русалка Днистрова», который накануне там стартовал.
Город живёт своей обычной неспешной жизнью. Обилие жёлто-голубого - остановки, автобусы, киоски - радует глаз. На нескольких балконах жилых домов полощутся украинские флаги. Меня внезапно накрывает приступ безудержного смеха.
- Спроецировала ситуацию на нашу страну, - отвечаю на удивлённый взгляд Андрея, - представила у нас флаги на балконах.
- И что?
- Понимаешь, желающих вывесить у себя официальный флаг я что-то не припомню. А украсить балкон бел-чырвона-белым - это как рекламную растяжку повесить: «Здесь живёт оппозиция». Повесил - и жди вскорости гостей. Демократия по-белорусски, она такая.
…У оптимистично-жёлтого автобуса уже собрался народ. С радостью отмечаю: много знакомых лиц. Приятный сюрприз - к нам добралась Таня, чудесная поэтесса из Донецка. Вот уж не ожидала! Восторги, приветствия, объятия-объятия-объятия.
Пьём кофе, дожидаемся заблудившихся, выезжаем. По дороге беседуем с Таней о ситуации в Донецке. Об искусственном раздувании конфликта, мифах об ущемлении русскоязычного населения (она сама - русскоязычная), внезапно вспыхнувшей ненависти ко всему украинскому («…здесь хоть можно Гимн Украины рингтоном поставить, хорошо - в Донецке за такое мало не покажется», «надела босоножки с жёлто-голубой ленточкой, так пока мимо блокпоста проходила, очень тщательно сумкой прикрывала»). О случаях мародёрства среди местного населения - независимо от национальности. О подонках, которые идут убивать не из идеологических соображений, а ради удовлетворения потребности в насилии… Сходимся на избитой, но нестареющей истине: нет плохих и хороших наций, есть плохие и хорошие люди. На вопрос, не хочет ли она съехать в более спокойное место, хотя бы временно - Таня отвечает, что будет терпеть до последнего: «У нас там свой домик, родственники, друзья, у мужа работа, которая ему нравится, кредит за жильё ещё не выплачен… огород, в конце концов! - смеётся,- Знаешь, какие я помидоры посадила! - и добавляет уже серьёзно, - Как можно решиться всё и всех бросить? Да лучше я лишний раз свет выключу и на пол лягу, когда бомбёжки. Конечно, если совсем невмоготу станет - уедем. А пока держимся».
…За разговорами с ребятами время в дороге пролетает незаметно. Глянув в окно, вдруг обнаруживаю, что рельеф местности радикально изменился: вместо уже привычных полей и холмов - мягкие предгорья, заросшие лесом, издали похожим на мех зелёного плюшевого медведя. Вдоль дороги всё чаще попадаются глыбы песчаника самых причудливых форм. «Ой, цэ Карпаты?»,- вскрикивает кто-то, вызвав взрыв хохота.
Нестройный хор мобильников возвещает о получении sms: операторы радостно приветствуют нас в сети «MOLDCELL». Значит, совсем рядом граница.
Поворот на Бушу возникает неожиданно - две скульптурных композиции из того же песчаника образуют как бы символические ворота. «С возвращением домой!» - радушно пищат мобильники.

Буша - посёлок с населением меньше тысячи человек, расположенный возле слияния двух рек - Мурафы и Бушанки. Домики, разбросанные прямо по лесистым кручам, напоминают грибы-переростки. На высоком холме в центре посёлка - церковь, башня (единственная, оставшаяся от Бушанской крепости), маленький этнографический музей и огромное количество каменных скульптур. Оказывается, здесь ежегодно проходят пленэры скульпторов-каменотёсов, и созданные изваяния остаются украшать местные виды.


Фото: Леонид Борозенцев (с)
У остановки нас встречают гости, добиравшиеся своим ходом, в том числе - Олег Ников из Киева, Анжела Константинова и Лена Драган-Сущёва из Москвы, приехавшая по внезапному порыву «окунуться в атмосферу молодёжной поэзии». Объятия-объятия-объятия.
Пара часов на расселение и отдых - в местных усадьбах участникам «забронированы номера». Нас, пятерых, приютила гостеприимная пани Мария - светлая и мягкая, как сдобная булочка. Неизменные роскошные розы возле уютного домика, высокая беседка-столовая с видом на живописный склон, скамейка-качели под деревьями…


Обильный сытный обед: густой наваристый борщ, пирог с яйцами, зеленью и козьим сыром, вкуснейший кулеш, овощи, вишнёвый компот. Кто-то из наших волшебников производит ловкий пасс - и на столе появляется небольшая бутылочка виски. Литераторы мы или нет, в конце концов! Конечно, первый тост - за мирное небо.
Отобедав, до отвала накормив пирогом хозяйского кота (грешна, каюсь, но кто ж знал, что он оценит!) и пообщавшись с самой хозяйкой, двигаемся к месту сбора: впереди первый этап конкурсной программы фестиваля.




Фото: Леонид Борозенцев (с)
Холм. Церковь. Башня. Камни, ветер и облака. Облака похожи на камни, разбросанные по голубому полю, камни - на тяжёлые облака, спустившиеся отдохнуть на холм. Энергетика зашкаливает - кажется, что даже ветер - не ветер, а потоки светлой, мощной энергии. Не зря эзотерики считают Бушу местом Силы, проводя там семинары и практики. Плюхаюсь в «лотос» прямо на тёплую землю - и улетаю. В реальность возвращают голоса и смех - участники собираются.




Читаем «визитки» - жюри, потом конкурсанты и гости - небу, камням, месту. Темы самые разные: любовь, осознание себя, философия, эзотерика, социальная поэзия. На украинском чуть больше, чем на русском.


Фото: Татьяна Ковалевич (с)
Нас «берёт в оборот» местная экскурсовод. Поднимаемся на башню, заходим в музей, где большое отверстие в полу обнажает фрагмент археологических раскопок. - пятый век до н.э. Слушаем рассказ о найденных здесь артефактах трипольской культуры, рассматриваем игрушечного бычка на колёсиках, которому несколько тысяч лет…


Десять минут ходьбы - и мы в дохристианском скальном храме V-XVI ст. н. э. Барельеф на стене - олень, Древо Мира, петух и стоящий на коленях человек. Напротив - те же символы, но будто вдавленные в камень. Несколько ходов ответвляются от основного зала. Понимаю, что на холме энергетика далеко не самая мощная - теперь есть, с чем сравнить.


Выходим, устраиваемся среди каменных изваяний. Второе чтение - тематическое: мифология и история родного края. Соотношение истории и мифологии где-то 1:1. Здесь впервые звучит гражданская тема, но не пафос и лозунги, а живая человеческая боль. Таня читает посвящение погибшим лётчикам, «Дикие лебеди». До сих пор перед глазами: хрупкая фигурка на фоне каменных истуканов, негромкий, но пробирающий до мурашек голос, мятые стебли крапивы в руках:

Где брать нам сил, когда рвут на части страну?
Как оставаться людьми, когда каждый день бои?
Не журавли вы, а дикие лебеди, братцы мои -
Клином густым улетаете на войну.

Мне говорите: «Сестренка, спрячься в лесу,
Станет тебе домом шалаш, подушкою - мягкий мох,
Там пережди, чтоб не застали тебя врасплох» -
Может и надо, но так я вас не спасу.

Я не скажу ни слова, не выдам вас,
Руки мои жалит крапива, но рот на замке,
Жгучая боль проплывает маками по реке,
Зло искривилось в страшнейшей из всех гримас.

Родина хлещет на лавочках алкоголь,
Родина молча вбивает в землю серый гранит,
Я не могу хоронить вас, я не хочу хоронить -
Мне лучше сразу на плаху, сразу в огонь.

Я довяжу вам рубашечки точно в срок,
И не беда, что упреки «Ведьма!» мне в спину летят.
Родина выпустит новых своих лебедят
В небо. И скажет: «Лети, повоюй, сынок».

Каждому будет рубашечка точно в срок,
Кто-то пойдет в ней к награде, а кто-то - в гроб.

Окружающая обстановка усиливает восприятие, и без того обострённое до предела.
…В разгар действа невесть откуда появляется крошечный котёнок и переключает всеобщее внимание с высокой поэзии на свою мимимишную персону. Как его не загладили до обморока и не растащили на сувениры - загадка.
После чтений грузимся в автобус и едем в Гайдамацкий Яр, что в нескольких километрах от посёлка.


Фото: Леонид Борозенцев (с)
Групповое фото возле указателя и довольно крутой спуск в сам яр, к висящей скале - громадной, с пятиэтажку, глыбе из громадных глыб:). При взгляде вверх кружится голова. Собираюсь взобраться, но ребята, уже совершившие этот подвиг, отговаривают: влезть легко, а вот спуститься…
Место до боли напоминает предкавказье, в частности, окрестности Пшады. Только вместо скальных пород - мягкие сланцевые. Располагаемся на камнях, у подножия скалы. Внизу течёт речушка, невдалеке обосновалась на пикник какая-то компания, по камням лазает несколько детей. А у нас снова чтения - на сей раз пейзажная лирика. В основном - в переплетении с той же эзотерикой и философией. Место располагает, да.


Автобус не может развернуться на крошечной площадке над яром: посреди стоянки кто-то припарковался, загородив проход. В конце концов, у ребят сдают нервы - и они нежно переносят машину «короля парковки» в сторону. Предложение оставить под стеклом у незадачливого водителя визитку Яроша - в качестве чёрной метки - встретило бурное одобрение, но не реализовалось, за отсутствием оной в коллективе (или все просто «зажали» реликвию?).
Приезжаем к ужину. Казалось бы, после такого обеда есть не должно хотеться, как минимум, двое суток. Ан нет - в Буше с обменом веществ происходит что-то странное, через несколько часов организм тонко намекает, что пора бы в него что-нибудь ещё забросить. В яру уничтожаем припасённый Андреем «перекус», но и его не хватает надолго. Поэтому кулинарные шедевры пани Марии (вареники с творогом, тазик салата, сыр) с аппетитом разметаются.
Когда приходим на следующее мероприятие - фирменный поэтический баттл от Лёни - уже темнеет. На небе, слоями, звёзды и облака. Сцена, сооружённая в специально отведённой ложбинке, в Буше имеется. А вот аппаратуры и света на ней нет. Ситуация -безмолвный ответ на вопрос «зачем знать наизусть собственные стихи». Знающие торжествуют, не знающим Лёня подсвечивает тексты карманным фонариком. Действо тянется почти до полуночи, но времени, кажется, никто не заметил. Для меня три часа вообще показались тремя минутами - настолько живая атмосфера, настолько полная гармония звёзд, камней, облаков и певучей украинской речи…
Идея ночного купания, выдвинутая днём, как-то заминается: на улице градусов восемь выше нуля, наша приверженность языческим традициям не настолько непоколебима. Поэтому возвращаемся к себе, но спать не хочется: ещё долго сидим в беседке - несмотря на ощутимый холод - греемся домашним вином, обсуждаем прошедшие события, говорим о поэтах и поэзии. Стихов, правда, не читаем - их за день хватило с избытком…

Продолжение следует

путевые заметки, подвал памяти, стоп-кадр

Previous post Next post
Up