Иссакиевский собор. Рисунки Огюста Монферана

Dec 09, 2018 19:01

Известно, что Огюст Монферан был хорошим художником. Имеется альбом с видами строительства Исаакиевского собора, архитектором строительства которого он был. Но если по-внимательнее рассмотреть эти рисунки, то появляется много вопросов. Давайте разберём некоторые из них.




Мое мнение - это некорректный рисунок, не отвечающие инженерным требованиям. А именно: леса уходят вглубь строения. Купол как бы висит над лесами. Нижние ярусы без диагональных связей. Эти леса завалятся от малейшей боковой нагрузки. Мужики как древние египтяне тянут камень на перекатывающихся бревнах. Колесные пары облегчили бы страдания. Да, хотя бы тележки на колесах малого диаметра. А еще лучше - некое подобие железнодорожного полотна. Лошадей почему не использовали?



Откуда столько стальных крупноформатных конструкций? Первая промышленная (мартеновская) сталь появилась в 1864г.! Перековкой умели тогда изготавливать примерно пудовые стальные чушки. Если отливать, то могли отливать чугун, который из-за своей хрупкости не подходит под такие фермы. Или уже в то время умели удалять излишки углерода из расплава?



Современный вид. Стальные балки замурованы. Видны только внешние стальные связи, связанные с внешним куполом. Подробнее



В этом месте они выходят. Очень похожи на современный стальной прокат. Где изготавливали такие болты?




Продолжим разбирать рисунки Монферана.



Если так тянуть колонну, то она разломится под собственным весом в момент перемещения с горизонтального положения на угол настила. Угол примыкания настила к полу слишком большой.
Леса, держащие настил завалятся под боковой нагрузкой, т.к. нет диагональных связей. Рисовал абсолютно незнающий человек, т.е. Монферан не участвовал в этом процессе. Или рисовал по памяти поле?

О.Монферан не единственный, кто рисовал процесс строительства:



М. Н. Воробьёв. «Подъем колонны на Исаакиевский собор». 1838 год. Государственный Эрмитаж.
Как не допускали разрушения колонны при подъеме? Вероятность того, что она треснет на излом - велика.



Такой ровной цилиндрической формы колонну можно выточить только вращая ее. Но она гранитная. Скорее всего показан лишь процесс ручной полировки колонны. Заметили на прямоугольные выступы на колонне? Они технологически зачем?




Еще обратите внимание на нижний правый угол рисунка. Где лежат основания колонн. Такое впечатление, что крайняя правая - это опалубка для литья. Она явно пустотелая и текстура иная. Может быть, и колонны - не тисали и точили, а обмазывали жидкими камнем, снимали лишнее лекалами и потом полировали после затвердения?



Процесс изготовления измельчения обожженой извести или иной породы. Измельчали, растворяли с водой и эта паста сливалась в корыто. Здесь все логично. Справа мужик с тачкой привозит обломки породы. Возможно, гранитные, которое истирали в крошку в этом же месте. На заднем плане справа - затвердевшие монолиты от неиспользованной массы. Вынули из корыта и положили у забора?



Почему на стенах обсыпается штукатурка? Хотя еще идет строительство, но леса у стен убраны. Такое впечатление, что эту часть здания восстановили.

Где хоть одна фотография стройки? Первая фотография появилась в 1830-х гг. Вот первые фотографии Собора, сделанные в 1860-х годах:







Источник

Альбом скачать можно здесь. Кстати, там много тестов на франц узком. Кто бы перевел?



70-я страница Исакиевского собора из альбома

Сооружение здания Исаакиевского собора и работы по его оформлению продолжались с 1818 по 1858 год. Но существуют картины, где в эти годы здание уже построено и находится без лесов.






В.С.Садовников. "Отправление дилижанса с Исаакиевской площади". Акварель. 1841 г
Верхний ярус еще в лесах. Несовпадение дат и этапов стройки.



Садовников В. С. "Вид Дворцовой площади с Миллионной улицы". 1830-е годы. Источник

Источник

В википедии есть такой момент:
Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану, незадолго до этого приехавшему из Франции в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей (впрочем, технически никак не обоснованных), которые Бетанкур и представил Александру I.

Может быть, эти рисунки Монферана перед строительством (или реконструкцией) есть просто презентация проекта, которую выдают за проектную документацию?

Интересная версия по античному стилю С-Петербурга высказана здесь
***

Если Вам нравится информация в этом журнале и статьи, которые размещает автор, то его можно поблагодарить здесь. Мотивация не бывает лишней. Благодарю всех, кто выразил свою признательность за время существования журнала!

Кому удобно следить за новыми статьями журнала в ВК - это можно делать в своей ленте новостей, вступив в группу: sibved24

История, С-Петербург, Древние строения, Храмы, Строительство, Уникальные объекты

Previous post Next post
Up