[iTravel] День 1: Запорошенный рай Магадан или Питер для гопников

Dec 10, 2010 20:18



7 декабря 2010, Россия, Магадан: С новогодним приветом из запорошенного рая!

Магадан - лагерная столица тюремной империи СССР, культовый город всей блатной субкультуры (эдакий Питер для гопников, ага), а также автостопщиков и бэкпакеров всего мира, которым не пляжи Таиланда подавай, а медвежье-дикую романтику Дороги костей - Колымского тракта. Сюда меня занесло случайно, в процессе тернистого пути в Петропавловск-Камчатский.

Все началось с восьмичасовой задержки в аэропорту Якутска из-за погодных условий, которая, как бы, морально должна была подготовить к тому фееричному климатическому звездецу, который меня ждал в Магадане (а потом и на Камчатке), но я тормоз и поэтому когда в конце-концов мы прилетели в город на берегу Охотского моря мощь и размах тихоокеанского тайфуна поразили: ураганный ветер, стена снега, который шел уже третьи сутки без передыха и сугробы в два-три человеческого роста.

На город выпала двухмесячная норма осадков, в Магадане по распоряжению его мэра Владимира Печеного (забавные фамилии вообще тут, забегая вперед расскажу о камчатском адмирале адмирале Сероглазке) был введен режим чрезвычайной ситуации, отменены занятия во всех школах. На городских дорогах работали круглосуточно 50 бульдозеров и грейдеров - все, что может выставить Магадан на ликвидацию последствий циклона, но они не справлялись, транспорт встал, машины бросали там, где их засыпало по крыши.

Отдельный рассказ о скорлупке АН-24, которую пилоты в этих тяжелейших условиях успешно посадили (правда потом в гостинице он признался, что сам был не уверен в благополучном исходе, клял трехэтажным матом диспетчерам открывшим аэропорт в таких условиях). Мотало и трясло так, что зубы клацали, молился всем богам разом, от Яхве до пресвятейшего Хоббарда. Когда все же приземлились, огорошили сразу две вещи: всего -6 за бортом, ведь для меня Магадан - это символ суровой русской зимы и известие, что рейс Магадан - П-Камчатский тоже перенесен, теперь уже на следующее утро.



7 декабря 2010, Россия, Магадан: Аэропорт Сокол находится в 50 км от города, старый, но гораздо просторнее нашего

Надо отдать должное АК "Якутии", что оперативно предоставили и транспорт, и гостиницу, правда питания обещанного не было, только завтрак на утро. До города ехать час-полтора (с 6 утра до 8 вечера ходят автобусы за 80 руб.) гостиница была немного на отшибе и после короткого отдыха решил не пялиться в телевизор, а взять почасовое такси и покататься по городу, чтобы отметить галочкой еще одну точку на карте.

Аренда такси на 1 час стоит в обычное время 300 рублей, с наценкой из-за тайфуна +50% обошлась часовая с хвостиком поездка в 600 руб. (вообще, цены сопоставимы с якутскими). За это время можно объехать весь небольшой город, который раскинулся на узком перешейке между двумя бухтам стылого Охотского моря - Нагаева и Гертнера. Такое расположение удобно со стратегической и экономической точки зрения - сразу две удобных стоянки для кораблей, но из-за особенностей рельефа город насквозь продувается ветрами, как аэродинамическая труба.

Но не только из-за скромных размеров Магадан можно быстро посмотреть - ничего и нету, по сути. Вообще, город оставил тягостное впечатление. Дома старые, новостроек мало, на весь стотысячный город всего 1 кинотеатр, дороги разбитые, некогда гордость магаданцев - набережная - теперь закрыта, осыпается потихоньку в море. На фотографиях кажется, что город нарядный, но это отдельные яркие моменты, не более.



7 декабря 2010, Россия, Магадан: Исторический центр города был построен еще японскими пленными в стиле сталинский ампир

Таксист Вован оказался веселым парнем (даже слишком веселым, судя по характерным покрасневшим глазам и словесному поносу подозреваю, что без дудки с зельем не обошлось), не только покатал, но показал и рассказал много интересного. В Магадане делать нечего, все уезжают при первой возможности, оставшиеся же делятся на 2 категории: тех, кто спивается, и тех, кто скуривается. И совсем немного людей что-то пытаются делать, чтобы не увязнуть в безнадеге. От скуки люди с ума сходят, многие гибнут в ДТП, гоняя по серпантинам, умирают в пьяных драках. В общем, мрак.



7 декабря 2010, Россия, Магадан: Вован - реальный пацан, не пьет совсем, сам из Оротукана, крохотного поселка в 400 км дальше, на восток. По малолетке отсидел по глупости, но теперь ведет законопослушный обораз жизни и мечтает о своем собственном автосервисе

Но хватит о грустном. Со скуки же люди тут прыгают с парашютами с четырехсотметровой телевышки, что возвышается над городом, занимаются подледным дайвингом с полукустарным оборудованием. А Вован - фанат автомобилей, по звуку машины может определить тип и объем двигателя, покупает битые за бесценок и своими руками восстанавливает для перепродажи, участвует в неофициальных гонках, думает открывать свою автомастерскую.

Оказывается, в Магадане действует льготные цены на растаможку авто, выходит гораздо дешевле, чем на материке. Единственное "но" - нельзя выезжать за пределы специальной магаданской экономической зоны, которая кончается у поселка с забавным названием Палатка. Такие машины можно опознать по префиксу "Т".



7 декабря 2010, Россия, Магадан: Каждая вторая машина - джип, каждая первая - японка

Покатавшись по центру города, поехали к единственной яркой достопримечательности Магадана - скульптуре гаргантюанских размеров "Маска скорби", самой известной работы Эрнста Неизвестного. Монумент высотой 15 метров установлен на сопке Крутая и открыт 12 июня 1996 года на месте, где в сталинские времена находилась Транзитка - перевалочный пункт, с которого этапы заключённых отправляли по разным колымским лагерям и посвящен памяти жертв сталинских репрессии, которые были заключены в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа на Колыме.

Центральная скульптура монумента представляет собой стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз изображён в форме окна с решёткой. На обратной стороне видны плачущие женщины и обезглавленный мужчина на кресте. Внутри монумента находится копия типичной тюремной камеры сталинских времён.

Все эти подробности вычитал в Wikipedia, потому что подобраться непосредственно к Маске не удалось, довольствовался любованием издали. И вот из-за чего:





7 декабря 2010, Россия, Магадан: Поручень слева, по идее, где-то по пояс, но снега навалило на подветренной стороне сопки столько, что не рискнул продираться, рискуя утонуть с головой в сугробе

Пришлось повернуть обратно и проваливаясь по колено плыть к машине по снежному морю. Кстати, тут красивыйй вид на город и на бухту (в теории, мало то было видно из-за то утихавшей, то разгонявшейся пурги), место популярно среди молодежи летом, которые приезжают на автомобилях, пьют пиво, а потом вылетают вниз и бьются насмерть, спускаясь по извилистым дорогам сопки Крутой, которая оправдывает свое название.



7 декабря 2010, Россия, Магадан: Администратор гостиницы метко сказала, удивившись моему вежливому: "У вас красивый город!", что, наверное, только под метровым слоем снега и ночью

Оставив Маску скорбно пялиться в ночное небо, отправились к зимнему морю, которое я так и не увидел с высокой набережной, только позже на фотографиях разглядел за пеленой снега темную, стылую воду Охотского моря. Впервые за свои путешествия видел зимнее море, настоящее, грозное и холодное. Зимой езжу постоянно на моря, но на тёплые, и ощущения влажного, морского воздуха, могучего дыхания моря и одновременно снега - поняти для меня несовместимые - впечатлили сильно. Вообще, больше моря люблю только его полную противоположность - горы. Первое меняется ежесекундно, второе недвижно и неизменно, но и то, и другое вечно, несокрушимо, могуче до дрожи в коленках.



7 декабря 2010, Россия, Магадан: Вид на бухту Нагаевскую, у ресторана "Каменный венец", который через несколько лет рискует обвалиться в море

Наутро рейс опять задержали, но я уже впал в дзен за более, чем сутки пути и просто пялился на последствия утихшего тайфуна, впервые видел сугробы, который закапывают здание на целый этаж, на облупившиеся дома, которые при дневном свете казались свовсем печальными, на хмурых людей и еще более хмурое, стальное море.



7 декабря 2010, Россия, Магадан: В накопителе аэропорта окна с подветренной стороны завалило снегом конкретно и это еще не самый большой сугроб

Скачал специально для Магадана Михаила Круга, который душевно пел о ускользнувшем мимо меня очаровании этого дикого, негостеприимного края, когда наконец самолет взлетел, держа курс на далекую Камчатку:

Ветер туман порвал
Солнце сквозь щеки туч
Здравствуй мой Магадан
Здравствуй весенний луч

Возле пивной мужик
Кружку поднес к губам
И на руке возник
С чайками Магадан

Магадан значит опять домой
В этот волшебный сон
Магадан сон где короткой весной
Я как пацан влюблен

Сопки угрюмо спят
Море свинцовый цвет
На берегу стоят
Баржи колымских лет

Мне бы из бухты той
С чайками улететь
Горькой всплакнуть слезой
И на прощанье спеть



7 декабря 2010, Россия, Магадан: Надеюсь, не до скорой встречи, заброшенный край Магадан!

В следующем посте расскажу о первых впечатлениях от Камчатки, удивительной земли на краю земли.

P.S: Да, фотки - говно, буду исправляться и стараться делать качественные фотокарточки, где как не в путешествии практиковаться.

magadan, snow, russia

Previous post Next post
Up