Здесь пойдет речь о духовном и о материальном. Начнем с духовного. Ученые до сих пор спорят, откуда произошло название «Байкал». Это не выяснено, но монголы его называют «Святое море».
В русской народной традиции: «Славное море - священный Байкал»
Русские действительно его назвали святым. И не случайно в первую очередь осваивались места рядом с монастырями. Особое место в Забайкалье занимает возникший на восточном байкальском берегу знаменитый Посольский монастырь.
Он находится у длиной косы, отделяющей Байкал от устья Большой речки
Это недалеко (по сибирским масштабам - километров тридцать) от обширной, раскинувшейся на десятки километров дельты реки Селенги. Вообще, в этом месте Байкала много кос и пресных лиманов. Косы образуются во время штормов, состоят из гальки и песка, и тянутся на десятки километров. Да - можешь идти десятки километров: справа - вода, слева - вода, а под ногами узкая полоска гальки и песка...
Основали монастырь на месте гибели в 1650-м году русского посольства в Монголию. Историю можно прочитать
на сайте монастыря. Кстати, в разных источниках указывают на разную этническую принадлежность убийц: одни пишут - монголы, другие - буряты, третьи - тунгусы… История покрыта мраком.
Послушник Сергий, указывая на могилы послов, считает, что их убили из корысти - ведь они везли богатые дары
Могилы послов находятся вне стен монастыря
Спасо-Преображенский собор, выполненный в стиле сибирского барокко, покоряет своей красотой
Это первое каменное здание в Забайкалье. Раньше в его стенах от кочегарки были проложены ходы для обогрева в зимнее время. После восстановления собора эту систему заменили обычным водяным отоплением. Послушники говорят, что осенью и зимой бывают суровые шторма, но стены обители хорошо защищают от ветров.
В монастыре есть склеп, в котором захоронены черепа и кости православных монахов (и монахинь - некоторое время он был женским), которые населяли обитель на протяжении ее существования.
Когда земля выталкивает кость, ее не зарывают, а складывают в склеп…
«Ты смотришь: недавно мы были такими, как ты, но скоро ты будешь таким, как мы…»
Обитель живет своей особенной жизнью, невзирая на бушующие вокруг в информационном пространстве страсти. Вот группа прихожан с послушником обходят монастырь с крестом и иконой. Они не смотрят на то, как на них смотрят туристы.
Вышагивая в лад, они поют красивый церковный гимн. Жаль, что его я не смог записать...
А вокруг этого особого мира - куча туристов, приезжающих на своих джипах и мотоциклах на Байкал. Они пестрят зонтиками и палатками. Они смотрят на монастырь как на обязательный атрибут пейзажа этих мест, и им от этого становится комфортней...
А теперь о материальном: омуля надо покупать нигде, кроме как в селе Посольском в магазине при рыболовецкой артели.