Renault FT modèle 1917. Новые литые танки

Sep 29, 2021 14:26







Макет будущего Рено R35.

Невероятно но факт. Инициатива появления многочисленных пехотных танков 11тонного класса R35, H35 и FCM36 принадлежала не армии Франции, и даже не французу. Обновлением громадного парка древних FT, модернизация которых буксовала со страшной силой, озаботился англичанин Гочкис, владелец оружейной компании Hotchkiss.
Он склонил военных, к выдаче задания на разработку лёгкого пехотного танка. Массой 9-10 тонн, боевые задачи и возможности, полностью повторяли таковые у старичка Рено.
Идея была воспринята благосклонно, так как производство довольно удачных, но дорогих D-1, D-2 разворачивалось слишком медленно, и стоило слишком дорого.



Прототип танка Рено ZM.

Задание было выдано сразу 11 фирмам. Проект подготовили только четыре. До изготовления опытных образцов дело дошло только у троих. На вооружение был принят танк-конкурент Гочкисса, Рено. Впрочем, Гочкис не остался в накладе, он получил не менее выгодный заказ у... французской кавалерии. Которой тоже и срочно, захотелось иметь толстобронные игрушки.
Вообще, ситуация более чем странная. В конце 20-х, начале 30-з годов, во Франции было построено очень много опытных и серийных,, быстроходных танков, вполне мирового уровня. Некоторые машины, даже превосходили современников из Британии и СаСШ. Не говоря уж о Италии и Японии.
Но... Армию заинтересовали - буквально накрыли с головой - тихоходные слабовооружонные машины. К тому-же битком набитые недостатками конструктивного и производственного плана.



Впрочем, как бы то ни было, что сделано то сделано, и 10.6 тонные танки Рено, собранные из цельнолитых деталей с круговой 40мм броней, скоростью 20км/ч, и смешной пушчёнкой, пошли в серию, и были изготовлены в количестве примерно 1400 штук.
Машина сразу стала вызывать нарекания из - за малых размеров, она застревала во рвах и траншеях. А из-за большого удельного давления, тонула на мягких грунтах. Почти сразу начались работы по улучшению ходовой части танка. Для начала, просто удлинили гусеницу и вынесли опорный каток подальше.



Работы завершились - вернее была начата более менее удовлетворительная серия, о полном завершении речи не было, с удлинённой гусеницей и полностью переделанной системой катков. Но танку это уже не помогло. Вермахт и их панцерваффе, избегали прямых столкновений с французскими толстолобиками, лишь в местах, где избежать прямого боя было невозможно, французы демонстрировали прекрасную броню, и собственное бессилие, не имея возможности бороться с немецкими танками. Ведь "сербо-голды" у них тогда ещё не было!



Рено R40, с новой ходовой.

Но вернёмся к "неудачнику" Гочкисс.



Первый прототип машины.

Поначалу, танк фирмы Гочкис, даже не имел башни. И по бронированию, не дотягивал до заданных 40мм. Зато укладывался в 10 тонн требуемой массы. Но машина, всё равно была отклонена.
Лишь установка башни, с пушчёнкой от древнего FT, позволила получить заказ от кавалерии, на 200 танков.



ГочкисН35.

12 тонный танк, по массе догнавший средние, тем не менее формально оставался "лёгким". Так как шла уже вторая половина 30-х годов. И изменения в области танковой тактики и классификации, происходили ежегодно.
Но во Франции, продолжали следовать догмам 1й мировой войны. Которая безусловно, жестоко прокатилась по территории Франции, и эти последствия, мешали местному генералитету, воспринять новые идеи и веяния.
Лишь после 38 года, машина начала получать вооружение из более мощной 37мм пушки. Но её мощности, всё равно уже не хватало. И танки, постигла та-же судьба что и машины РеноR35 - бесславные попытки догнать убегающие Шкоды и Праги, которые уходили в прорыв по шоссе, громя беззащитные тылы французских "паули".



Попытка усовершенствоания ходовой, вслед за R40, запоздала. Танк даже не успел попасть в серию.



FCM36. Машина разрабатывалась по тому-же техзаданию, что и первые две. Но из-за сложной формы корпуса опоздала с испытаниями и принятием на вооружение.
Главной изюминкой, было применение бронеплит с большими углами наклона, почти на всех поверхностях танка. В лобовой детали, бортах, корме, башне...
Такие углы предполагали повышенную стойкость против артобстрела. О обстреле из новомодных ПТР, тут даже речи не было - просто не рассматривали как эффективное оружие. Одновременно, машина была сложной и в изготовлении, и довольно дорогой. Но всё равно, был выдан заказ на 200 танков. Танки потихоньку производились до 39 года.
Судьба их была аналогична предыдущим.



AMX-38. Танк был разработан на заводе Рено, который, был национализирован в 36-37 годах.
Вообще, в Европе, в конце 30-х годов, широким ходом шли поголовные национализации военной промышленности, под шумок, "прихватывали" и некоторые, наиболее лакомые производства гражданские. Так, только во Франции, были национализированы 90% автозаводов и 100% авиокомпаний.
Италия, пошла в этом нелёгком труде ещё дальше - к 31 году, здесь были поголовно национализированы ВСЕ предприятия. Причём бывшие владельцы остались директорами, получив толстый пакет акций.
получили свою долю акций и рабочие этих предприятий! Социализм в чистом виде. ))
Но вернёмся к танку. Машины R35, H35, FCM36 вызывали у военных массу нареканий. Так, выяснилось, что литая броня не держит снаряды противотанковой артиллерии. А катаная броня "танка-кристалла" FCM36, слишком дорога. Было выдано задание на новый пехотный танк, увеличенной до 14 тонн массы, и полностью из катаной брони повышенной снарядостойкости. И упрощенной формы.
Но когда в 38 году машину построили, выяснилось - очень неожиданно!! - что орудие в 37мм уже не отвечает новым требованиям. Потребовалась установка 47мм пушки.
После установки пушки - весьма неспешной кстати, выросло требование, усилить бронезащиту. Что увеличивало массу танка до 20 тонн. При этом, новый танк напрямую конкурировал с новыми средними танками. И весьма недешовыми при этом. Поэтому, дальнейшие работы над танком вошли в конфликт между ветвями бюрократических согласований.
В итоге, танк так и остался в единственном опытном экземпляре. Некоторый интерес к нему возродился у правительства Виши, после капитуляции перед Вермахтом. Но быстро заглох, после полной оккупации Германией в 44 году.
На этом, линия развития "лёгких" пехотных танков, продолжавших традиции FT во Франции заглохла.
Лёгкие танки, плавно выросли в танки средние. О чем пойдёт рассказ в следующей серии.

рено, танки

Previous post
Up