1915 год. CUIRASSE AUBRIOT-GABET.

Sep 14, 2021 08:20







Самое распространенное фото боевого устройства.

Нужно немного перевести дух, от ежедневных упражнений в рандоме.
Предполагал делать такие публикации чаще. но не все наши желания исполняются.

Моторизованный пехотинец.
Недостатки стальных пехотных панцирей, и бронежилетов, равно как и их некоторые достоинства, были прекрасно известны в Европе, где все музеи были забиты доспехами и латами, совсем недавней «рыцарской» эпохи.
Солдат в панцире, быстро устает, несёт мало боеприпасов, ограничен в скорости, подвижности и обзоре, и нуждается в поддержке напарника, а часто и целого подразделения обычной - «легкой» пехоты.
Радикальный выход из тупика - моторизация одного пехотинца в панцире, или в «эго-танке». Которая позволила бы солдату, под тяжолой броней, без устали перемещаться по полю боя, и одновременно тащить на себе достаточно мощное оружие с большим боезапасом.
В декабре 1914 года, инженер Абрио-Габе, (иногда пишут, что это были два разных человека) предложил свое видение механизированной пехоты. Для удешевления конструкции и ускорения работ, он предложил бронемашину на шасси лёгкого сельскохозяйственного трактора. Который был любезно предоставлен небольшой местной компанией сельхоз техники.





В феврале 1915 года, машина была сделана. Прочная рама трактора Filtz, была лишена «ненужных» и весьма габаритных двигателя внутреннего сгорания и КПП. Вместо них, был установлен внушительный бронекороб, вероятно из 6мм брони, в котором прятался электромотор, 37мм пушка и два члена экипажа. Проблему ограниченного запаса хода, инженер-ры «изящно» решил-ли, присобачив сзади катушку с кабелем.
Первичные испытания «устройства» внушили некоторые надежды на перспективу. Достаточно уверенно преодолевала проволочные заграждения. Но именно этот образец, оказался крайне неудачным. В первую очередь из-за уязвимого электрокабеля. К тому же, огромная круглая башня и подбашенная коробка, делали машину очень неустойчивой.
«Кирасир» был переделан.
Масса машины, около 4-х тонн.
Длина - 3.8 метра.
Ширина - 1.4 метра.



Почти наверняка, «печкой» от которой отталкивался создатель «Кирасира», послужила бронекаретка Шумана. 600-или 800 таких мобильных полевых дотов, с пушечным вооружением, произвела в 1894-1910 годах, немецкая фирма Круппа.



Конечно, бронекаретка, была заметно тяжелей, так была бронирована листами до 16-40мм толщиной. Основное предназначение бронекареток - усиление полевой обороны. Такие «доты» расставляли заранее, в ключевых точках своих траншей. Ни о какой мобильности во время боя, речи и не было. Да и не было в то время средств, для лёгкого перемещения 6 тонной банки с пушкой.



Полноприводный бронеавтомобиль Австро-Даймлер.

Но, сама идея круглой коробки с пушкой на колёсах., не пропала бесследно. Чему свидетельство бронеавтомобиль Австро-Даймлер, созданный в 1904 году, и активно испытывавшийся в 1905 году.

Интернет, равно как и доступная литература, ничего не говорит, как именно, создатель планировал применять своего «Кирасира». Наиболее вероятный способ применения - мобильная оборона. Когда электробронекаретка, при вражеском арт.обстреле, уезжает в укрытие, из которого выкатывает на позицию,  для отражения атаки вражеской пехоты. Или - поддержки атаки пехоты своей. Для такой тактики, нужно глубокое укрытие, ровный и глубокий ров, соединяющий укрытие и огневую позицию. Но в таком варианте, оказались предпочтительнее простые переносные щиты, которые широко применялись с 1915 года, до конца Великой войны, и даже использовались во Второй Мировой.



Уже начав строительство электро-бронемашины, Абрио-Габе осознал её недостатки. А может кто-то подсказал и настоял. И уже в феврале 15 года, было начато строительство бензомоторной версии. Для чего компания Filtz, презентовала полноценное шасси своего производства.



Испытанное в июне-июле 1915 года, «изделие», было изготовлено в количестве 10 штук, и в августе, ушло на фронт для войсковых испытаний.
Результаты которых обычно не сообщаются.
Но есть несколько фото.



Машина отличалась от электроварианта, отсутствием цилиндрической башни с вращающейся шляпой. Эту громоздкую конструкцию заменили более лёгкой бронерубкой с пулемётом. Размеры остались прежними. Масса неизвестна. Но врядли сильно изменилась.



Впрочем, по фото видно, устойчивость бронемашины на пересечённой местности невелика. И «лунный ландшафт» ничейной полосы, был для них почти непреодолим. Ведь в то время, ещё не существовало понятия - «танкодоступная местность». И наступательные операции планировались в там, где проходит пехота. Где эти коробки вязли в грязи и опрокидывались в воронки.



Дистанционно управлямый самоходный макет легкого танка.

Машина не была принята военными. И инженер-ры спроектировали полноценную боевую машину, стоявшую на 4-х гусеницах, две из которых играли роль хвостового упора, для преодоления рвов и окопов. Достаточно крупный «танк» массой в 6-10 тонн, оснащался 37-47мм пушкой.



Была построена его уменьшенная полукопия, для демонстрации возможностей машины. По традиции, модель оснастили электромотором.
По традиции - военные отвергли интересный прожект. Так как уже имели печальный опыт с электрокарапузами. И всяческими странными тракторами.
Сейчас, в росийской литературе, этот макет именуют "телеуправляемой миной-торпедой". Но никакого заряда макет не нёс.

Поскольку, термина "танк" - как обозначение боевой машины на гусеницах, и в некоторых случаях - на колёсах, ещё не существовало эту машину можно смело отнести к прототипам танка. Равно как по массе, она может быть смело отнесена в разряд танкеток.

бронеавтомобиль, бронетрактор, первая мировая, 1915г, пехотный щит, танкетка

Previous post Next post
Up