Это выражение вошло в мой лексикон года два назад. Тогда молодой, но подающий надежды инноватор А.Н. внезапно стал проректором по науке. Вскоре после назначения он вызвал нас к себе познакомиться.
Строго говоря, знакомством это было назвать сложно, потому как мы были не просто знакомы. В процессе стремительной карьеры наш молодой талант ухитрился обмануть нас по разу, после чего в отношении него выводы были сделаны. Но отказываться от встречи не стали. Главный корпус Политеха расположен в центре старинного Томска, с парковкой там печаль, поэтому на встречу я поехал на троллейбусе.
Молодой инноватор принял нас в огромном кабинете. После ничего не значащих дежурных фраз, он внимательно посмотрел на нас и спросил:
- как вы думаете, что можно сделать для коммерциализации разработок в Политехе?
Народ от такой постановки вопроса несколько оторопел. После нескольких робких предложений, на которые последовала быстрая критика, все замолчали. Чтобы как-то разрядить ситуацию я сказал:
- понимаете, я приехал сюда на троллейбусе. Всю проблематику я не просто не знаю, у меня даже нет возможности как-то с ней познакомиться. Вы ждете от нас актуальных рецептов. Но что может вам предложить человек из троллейбуса?
От такого заявления обстановка несколько разрядилась, и на этой оптимистической ноте встреча закончилась. Когда мы вышли, коллеги спросили меня, что я имел в виду, говоря про "человека из троллейбуса"?
Работа руководителя - это прежде всего, работа со стейкхолдерами, или по русски, с лицами, имеющими интересы. Любой директор отличается от человека из троллейбуса именно знанием раскладов, личным и не очень знакомством с людьми, о которых зависит принятие решений. И во многом опираясь на эти знания он принимает управленческие решения, которые доводит до исполнителей. Исполнители могут высказать своё мнение о реальности или нереальности проекта, о путях его реализации. Зная направление они могут предложить проект или сказать, кто может предложить что-то работающее. Но угадать, что нужно делать, не зная расклада - это чистая лотерея.
Хороший руководитель имеет писателей, которые готовят проекты и программы. Он знаком с экспертами, которые могут оценить реальность проекта или программы. Аналитики готовят записки о данных и трендах.
Но ни те, ни другие, ни третьи не возьмутся советовать руководителю, что ему делать. Это - только сам. К сожалению, человек из троллейбуса, какой бы умный он не был, помочь руководителю в его работе не сможет ничем.