Читатели, наверно, привыкли к тому, что во время своих странствований я постоянно находил совершенно неизвестных за пределами Италии прекрасных художников. Подобно тому, как Италия не ограничивается городами, включаемыми обычно в тур "Вся Италия за 7 дней", так и итальянское искусство не ограничивается десятками мэтров, вроде Рафаэля или Тициана. Вот и сегодня мы с вами посмотрим находящийся в пресвитерии собора Атри цикл фресок локального мастера Андреа ди Литио. БольшУю статью о нем можно почитать
здесь, из нее видно, что бОльшую часть жизни художник провел в Абруццо, здесь же находится бОльшая часть его работ.
Фрески с изображениями святых, расположенные на колоннах, я уже показал вам в прошлый раз. Сегодня мы будем изучать свод (евангелисты, отцы Церкви и аллегории добродетелей), стены (история Богородицы) и арки (святые) пресвитерия. Они выполнены в два этапа: 1460-1470 (богородичный цикл) и 1480-1481 (отдельные святые на колоннах и арках). Доступ в пресвитерий бесплатный, но там выгорожены запретные зоны вокруг алтаря и перед седалищами клириков, так что кое-какие фрески приходится рассматривать под неудобными углами
По обычаю сначала возведем очи горЕ.
Чтобы вам не крутить монитор, я покрутился сам, так что смотрите свод по четвертям:
Свв Лука и Амвросий
Свв Иоанн Богослов, Августин и (примостился у ног Августина) Фома Аквинский
Свв Матфей и Иероним
Свв Марк и Григорий Великий
Читатели у меня многоопытные, узнают этих святых запросто, а вот с аллегориями добродетелей лично у меня вечные трудности (видимо, потому что сам их лишен), а посему был вынужден брать подсказку Вики.
Справедливость (с мечом и весами) и Крепость (ломает колонну - только зачем, спрашивается?)
Воздержание (держит чашу, но не пьет) и Мудрость (циркуль видите?)
Терпение (вот тут я сломался...не понимаю, как его можно опознать) и Вера (тут все ясно, молится перед св. Дарами)
Надежда и Милосердие
Теперь пошел марианский цикл, только он у меня не весь получился, т.к. архитекторы XIII века запилили в пресвитерии окно, и через него мне в глаз, а фотоаппарату в объектив светило солнце.
Отвержение жертвы Иоакима (приглядитесь, священник ясно указывает Иоакиму на дверь, а самого будущего отца Марии дюжие охранники выводят вон)
Встреча Иоакима и Анны у Золотых врат
Рождество Марии
Введение Марии во Храм
Мария молится и работает во Храме
Встреча Марии и Елизаветы, еще бы узнать, какую добродетель символизирует осёл
Рождество Христово
Поклонение волхвов
Бегство в Египет
Избиение младенцев
12летний Иисус во Храме
Брак в Кане Галилейской
Крещение Христово (казалось бы, причем тут Мария? А она вот в ближнем левом уголке притаилась - наблюдает)
"Второе Благовещение" - Гавриил сообщает Марии об ее скором успении
Прощание с апостолами
Коронация Марии
Если какие-то любимые вами сюжеты вы не увидели, это означает, что соответствующие фрески оказались засвеченными. Ну и как во всяких ренессансных работах, нужно смотреть не только (и даже не столько) основную сюжетную линию, но и многочисленных второстепенных персонажей, меблировку, одежды и даже пейзажи. Всё такое живое, движущееся, активное - это уже очень далеко от статичных икон ушло.
Отдельная жутковатая сцена:
Теперь еще поглядим на святых в арках, тут уже мне никого не опознать, а подсказки нет. Так что просто наслаждаемся лицами.
Если после этого поста, вы запомните фамилию Литио, то я сочту свою миссию выполненной. Достойный же художник, не правда ли? Если окажетесь в Аквиле или Челано, где находятся "сборные" художественные музеи Абруццо, не пропустите его работы.