Напомню, что мы с вами осматриваем собор города Атри, построенный во второй половине XIII века и с тех пор украшаемый поколениями художников. Фрески были по бОльшей части забелены в 1656 году (свежая шуткатурка была призвана остановить очередную эпидемию) и были постепенно извлечены на свет в течение XIX-XX столетий. Чтобы разобраться в этом нагромождении работ различных авторов разных эпох, имеет смысл изучить
статью в итальянской Вики, в которой все фрески пошагово объяснены. Попробуем разобраться и мы.
Начинаем с северо-западного угла собора, т.е. налево от главного входа, и движемся по часовой стрелке вдоль стен, потом перейдем к пилонам. Здесь в углу обнаружились фрагменты евангельского цикла (1340) авторства Луки д'Атри - это еще один кандидат на почетное звание таинственного Мастера из Оффиды, уже не раз упоминавшегося в этом блоге.
На северной стене был некогда цикл, посвященный апостолу Иакову и святителю Николаю; от него осталась лишь одна фреска.
Различные фрески разных периодов: опознаются св. Луция (XV-XVI века), две святые монахини (XV) и фрагменты неопознанных святых (XIV век, м.б. Лука д'Атри)
А это уже северо-восточный угол.
По всей видимости, в конце XIII столетия здесь были изображены 12 апостолов, сохранились лишь двое: Андрей и Варфоломей. А вслед за ними, да еще и в темном углу находится местная гордость - очень редкое в Италии изображение встречи трех живых с тремя мертвецами
(целиком сцена
есть в итальянской Вики)
Этот эпизод пришел из французской литературы, исследователи датируют фреску 1260ыми годами, что делает ее старейшей в соборе. Чтобы читатели осознали свою крутость, напомню, что этот редкий в Италии сюжет мы уже видели, причем
в пещерной церкви! Конечно, сейчас из подполья вылезет кто-то из читателей и скажет, что подобный сюжет он видел в Пизе...но вы-то знаете, что слово "Пиза" в этом блоге под запретом.
А мы тем временем переместились на южную стену.
Между Христом и Бернардином Сиенским (А где у нас похоронен св. Бернардин? Садись, Вовочка, пять: похоронен он у нас в Абруццо, а точнее в Аквиле)
"Мадонна Карделлино" (т.е. с зябликом) , конец XIV века и опять Лука д'Атри. На моем фото вы это не разглядите (опять окно было прямо над изображением), но зяблика Младенец вручает Иоанну Крестителю, изрядно повзрослевшему (согласно Лк 1 у них полгода разницы должно быть). Еще здесь есть Иоанн Богослов с собственным Евангелием, открытым на первых стихах, и неопознанный (ибо без головы) епископ.
Из опознанных здесь только св Репарата, ставшая одной из покровительниц города. А получилось это просто: епископом Атри был назначен флорентиец, и он привез с собою культ почитаемой в тосканской столице святой .
Иаков Старший и Екатерина Сиенская (ок 1360, Андреа да Болонья)
А это уже юго-западный угол собора: Богородица Млекопитательница со свв Антонием, Репаратой и Берардом (конец XIV в, Лука д'Атри)
Теперь пойдут фрески на пилонах
Св Антоний Великий
Св Лаврентий (выходит, у него в руке не рапира, а вертел)
Вы будете смеяться, но это снова Лука д'Атри
Снова св Антоний
Св Екатерина Александрийская (приглядитесь, она на колесах! стоит на колесе)
Еще один местный художник - Антонио Мартини д'Атри, мы его работы видели в монастыре
Санта-Мария-ди-Арабона.
Как вам такой Иоанн Креститель? Опять-таки "наш" человек писал - Антонио Мартини д'Атри
А вот и первая работа Андреа ди Литио, чьи фрески в пресвитерии мы будем рассматривать в следующем рассказе!
Далее следуют исключительно работы Андреа ди Литио на колоннах (ну ладно-ладно, пилонах) пресвитерия.
А вы говорите: Пиза да Верона. Тут никому не известный Атри сто очков даст вперед этим жалким городам, забитым китайцами, которые никогда в жизни не видели наклонившихся башен и балконов с девицами.