Мы с вами благополучно переместились в машине времени из воскресенья 15 октября в среду 18 октября, утро которой было посвящено второму походу по Лечче.
В это раз я начал с парадных ворот Рудиа...
за которыми и стоит бывший монастырь доминиканцев с их церковью в честь святого Иоанна Крестителя.
О любимец ангелов и святых, этот Sibeaster! - воскликнули вы наверняка, увидев эту фотографию, - такую красоту увидел и запечатлел! Увы, нет, в мой приезд церковь была в лесах снаружи и закрыта изнутри; объявление на двери содержало лишь телефон ректора, по которому предлагалось звонить в исключительно важных случаях. Так что практически все фотографии в этом рассказе будут из Вики - я же готовился, не пропадать же ценному материалу!
Доминиканцы появились в Лечче в 1388 году, а вот нынешняя их церковь была заложена только 6 марта 1691 года. Архитектором ее был один из отцов салентийского барокко Джузеппе Дзимбало, умерший в 1710; храм достраивали уже его преемники (1728).
Святой Доминик Гусман (мы с вами
видели его гробницу в Болонье) размахивает стягом над дверьми храма.
Фасад оживляют ложные колонны, в нишах между которыми поместились Иоанн Креститель и Франциск Ассизский:
Церковь в плен представляет собой греческий крест. Я там часто употреблял этот термин, но ни разу не иллюстрировал его. Исправляюсь
Выбор такого плана позволил Дзимбало создать внутри большое свободное светлое пространство.
Доминиканцы, как мы помним, были орденом проповедников, а поэтому их церкви очень часто представляют собой такие большие пространства: много народа можно уместить, и проповедника отовсюду видно и слышно.
Но нюансы тридентского богословия диктовали еще одну потребность: много алтарей. Утверждалось, что каждая совершенная месса - это даже не повторение, а возобновление жертвы Христовой, и поэтому месс много не бывает. И каждый священник был обязан совершать ее раз в день. На это накладывалось идущее из далеких веков ограничение: на одном алтаре не более одной мессы (происходило это ограничение из тех времен, когда вся община собиралась и причащалась; разумеется, в этом случае нет технической потребности совершать еще одну св. Трапезу в тот же день). Вот всё и срослось: много священников в одном храме, каждый обязан совершить одну мессу в день, для каждой такой мессы нужен отдельный алтарь...
Последняя богослужебная реформа покончила с такой практикой: священники теперь спокойно сослужат вместе (раньше римский обряд такой практики не знал), и следовательно все они исполняют свой долг одним махом, на одном алтаре. Многочисленные алтари в боковых капеллах стали не нужны, обычно они накрыты белой скатертью, цветочки там всякие стоят.
Но отдельные рудименты старой практики можно увидеть, например, в римском соборе св Петра. Многочисленные приехавшие священники желают здесь послужить хотя бы раз, и им в порядке очереди выделяют какой-то из боковых алтарей, где они практически в одиночку (с одним причетником) и исполняют свое служение. Автор этого блога как-то приехал в собор задолго до массы туристов (в тот день у меня утром была экскурсия по записи в подземелья под собором, и я приехал сильно загодя) и видел нескольких священников, тихо служащих по разным углам собора, - незабываемое зрелище!
Все это было рассказано перед тем, как показать некоторые боковые алтари церкви Сан-Джованни. В данном случае я вынужденно ограничен теми снимками, что есть в Вики, так что увидите вы далеко не все. Что тут поделать? Когда-то ремонт закончится, и можно будет все увидеть вживую.
Капелла Крещения
Капелла св Фомы Аквинского
Капелла Рождества
Пресвитерий с главным алтарем
Капелла св Доминика
Капелла Распятия
Капелла св Розы Лимской
Капелла св Екатерины Сиенской (о, в былые времена я, можно сказать, бегал за ее мощами: глава ее находится в сиенской
Сан-Доменико, а оставшееся тело - в
римской Санта-Мария-сопра-Минерва). По последней ссылке прочтите хотя бы последнюю фразу - о какими мы были наивными еще четыре года назад! Теперь мы стали мудрее и циничнее, а вот счастливее ли - не уверен.