Ну вот и случился последний рассказ этого блога в уходящем году. Поскольку все читатели - люди занятые, а время перед НГ - всегда хлопотное, то автор сделает этот пост покороче.
Да собственно что можно нового сказать о римской церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, т.е. Богородицы "над Минервой"? Единственная готическая церковь в Риме, да еще и со слоном перед фасадом - кто ее не знает?
(из Вики)
Местное предание гласит, что "во время оно" на этом месте стоял храм Минервы. Современная наука вносит поправку: не храм, а храмы, не Минервы, а Исиды и Сераписа. Как бы то ни было, к VIII веку, когда здесь возник женский монастырь византийского обряда, от тех храмов остались только смутные предания и развалины. Ну а построить на месте капища в честь девственной богини мудрости церковь в честь Богородицы Девы - это был этакий изящный плевок в бесов))) В 1226 году уже опустевший к тому моменту монастырь был передан доминиканцам. Они-то и начали строить в 1280 году нынешнюю церковь в соответствии с текущей модой, т.е. готическую. Строительство завершилось только в 1453 году, а фасад вообще выполнен в 1725 году. Нынешний ну очень уж готический интерьер с синими сводами, усыпанными звездами, - это уже неоготика XIX века, но непосвященных впечатляет.
Все-таки надо пару слов сказать об обелиске - подлинная античность, привезен в Рим из египетского Гелиополя. Ну а на слона обелиск поставил неистощимый выдумщик Бернини.
Положительно, если уж сравнивать древнеегипетскую древность и берниниевское барокко, то я всецело на стороне последнего!
В церкви народ глазеет на статую Христа воскресшего работы Микеланджело, на надгробие фра Анджелико (есть много сомнений в аутентичности), ну а если повезет и богомольно настроен, то можно и припасть к главному алтарю, под которым почивает Учительница Церкви святая Екатерина Сиенская. Мы же с вами заглянем в правый дальний угол, в капеллу Карафа, расписанную в 1488-1493 годах Филиппо Липпи - сыном, ну, или как его чаще называют, Филиппино Липпи ("маленький такой Филиппо" - сын большого Филиппо Липпи). Капелла принадлежала воинственному кардиналу Оливьеро Карафа: он не только разил нечестивых словом Божиим, будучи доминиканцем, но и громил турок на море, будучи еще и флотоводцем. Ну а в 1558 году в фамиьной капелле похоронили и папу из семьи Карафа - Павла IV. К сожалению, снимать в капелле нельзя, входить за балюстраду - тоже, так что снимки, к счастью для читателей, не мои.
Кардинал Карафа был настолько свят и праведен, что сподобился быть участником сцены Благовещения! Ну или Филиппино Липпи приукрасил действительность, но ведь не может же художник врать, не так ли? Богородица в недоумении, продолжать ли ей диалог с Гавриилом из Лк. 1 или же поговорить с Фомой Аквинским и его протеже - кардиналом. Причем знающие люди говорят, что изображенная комната списана с натуры - из дворца Карафы, стоявшего неподалеку от церкви. Ну а упоротые товарищи, не желающие уверовать в величие и святость кардинала, приглашаются разглядеть на фреске Св. Духа в виде голубя - не сразу и различишь...В отличие от кардинала)))
На правой стене торжествует над еретиками, нехристями и вольнодумцами святой Фома Аквинский (не бойтесь увеличить во Фликре!).
Святому Фоме ассистируют четыре дамы: Философия (с книжкой), Богословие (тычет пальцем в небо - очень тонкий троллинг), Диалектика (со змеей - тоже зачетный подкол) и Грамматика (ласково теребит ребенка за ушко одной рукой, а в другой уже сжимает линейку). В руках у Фомы книга, раскрытая на словах "Погублю мудрость мудрецов" (1Кор. 1:19). Книги с той самой отвергнутой мудростью лежат у подножия кафедры, а у ног Аквината повержен некий мудрец со словами "Мудрость побеждает злобу" Увеличившие во Фликре картинку будут награждены также изображением старого Латеранского дворца с памятником Марку Аврелию (тогда все думали, что это Константин Великий).
Выше в люнете Филиппино Липпи показывает нам знаменитое чудо, случившееся с Фомой Аквинским в неаполитанской церкви
Сан-Доменико-Маджоре
А-а-а, говорящее распятие! - вот главная тема этой фрески. Ну и Фома с ангелами, сделавшие глубокий книксен перед распятием, тоже прекрасны!
Ну хоть на другой стене Липпи был традиционен.
Хотя ангелы, сопровождающие вознесение Марии оглушительным концертом, - это тоже великолепное зрелище.
Лично мне кажется, что Филиппино Липпи знатно потроллил своего заказчика.
Новый год настойчиво стучит в двери, а потому кратко покажу, что еще есть интересного в церкви Богородицы "над Минервой", кроме капеллы Карафа.
Еще одна альтернативная история: только Гавриил раскрыл рот, чтобы произнести "Радуйся, благодатная", а тут внезапно в кадр врываются кардинал Торквемада с патронируемыми им девочками-сиротками. Такой увидел историю Благовещения Антониаццо Романо.
В принципе по манере письма можно угадать, но лучше заранее знать правильный ответ: это - наш старый любимчик Гоццоли.
Ну а под главным алтарем почивают мощи святой Екатерины Сиенской (в безголовом варианте; ее голову, напомню, можно увидеть в
сиенской Сан-Доменико).
Ну вот на этом замечательном надгробии мы с вами и завершим 2019 год. В начале этого года я продолжал начатый осенью 2018 года рассказ о поездке в Апулию и Базиликату. Потом была сага по мотивам январской поездки в бывшие герцогства Парма и Модена, она продолжилась сказом об апрельской поездке в провинцию Фрозиноне, после чего мы с вами забрались в разные глухие уголки Сицилии. А теперь вот автор завершает повесть о пасхальном Риме.
Хорошо то, что хорошо кончается! Ну а что нас ждет впереди? Пока можно с уверенностью сказать лишь одно: новый 2020 год!