Рим. Санта-Мария-дель-Пополо (окончание)

Dec 26, 2019 07:00

В последнее время интерес к церкви Санта-Мария-дель-Пополо внезапно возрос, так как она попала в какую-то из писулек Дэна Брауна. Понятное дело, что мы с вами, дорогие читатели, таких книжек даже в рук не возьмем - брезгливо, и в церковь эту мы зашли ради художников, которые здесь работали. Пинтуриккьо со товарищи были в прошлом рассказе, а в этом будут гранд-мастера от мирового искусства.

В капелле Черази (левая ветвь трансепта) народ толпится всегда, потому что здесь находятся две работы Караваджо, а фанатов этого художника традиционно много.В Риме у караваджофилов три места паломничества: Сант-Агостино, Сан-Луиджи-Франчези и наша сегодняшняя Санта-Мария-дель-Пополо.


Распятие апостола Петра



Обращение Савла

Ну что тут можно сказать? Караваджо узнаваем всегда. Как-то недавно преподобный отец anchoret переводил очередной пасквиль очередную работу Эрмана, и там было упоминание об упавшем с коня Савле. А в книге Деяний-то про коня ни слова: Савл упал на землю да лишился зрения; похоже, Эрман уже не отличает текст от иллюстрации. Вот какова сила искусства: уже и библеист, размышляя о тексте Писания, непроизвольно вставляет в первоисточник картину Караваджо!
На месте, в капелле Черази, обе картины Караваджо висят по боковым стенам, так что их приходится под большим углом изучать. А центральное место, за алтарем, отдано "Вознесению Богородицы" Аннибале Караччи. Кто читал Муратова, тот помнит рассуждения этого горе-автора о болонской школе, одним из столпов которой было семейство Караччи. Вот как бывает: некогда эту болонскую школу считали вершиной итальянского искусства, а потом посмертно разжаловали.



Ну а вторая на сегодня капелла находится слева от входа и принадлежала семейству Киджи. Проект капеллы Агостино Киджи, богатый банкир папского двора, заказал Рафаэлю, который только-только завершил работы на принадлежавшей Киджи вилле Фарнезина. Рафаэль задумал капеллу в виде куба, увенчанного полусферическим куполом; строительство по проекту мэтра возглавил Лоренцетто (1513-1514 годы). Через полтора столетия Киджи вновь занялись фамильной капеллой, для работы над которой был приглашен Джан Лоренцо Бернини (1652-1656) - римская звезда, не нуждающаяся в особом представлении. Ну а если вспомнить, что берниниевский заказчик кардинал Фабио Киджи стал впоследствии папой Александром VII...

Признаться, я восхититься собственно архитектурой не смог - слишком много было желающих потолкаться локтями в капелле. Так что от Рафаэля покажу только очень своеобразные пирамидальные надгробия двух братьев Агостино и Сиджизмондо Киджи:






Бернини изваял для капеллы статуи двух пророков:





Даниила традиционно изобразили в львином рву, а Аввакума с анеглом и корзинкой, которую он при помощи означенного ангела принес из Иудеи в вавилонский львиный ров к голодающему там Даниилу (сюжет из неканонической добавки к книге Даниила; если у вас дома, как и у меня, Синодальный перевод, изданный протестантами, то этой главы там не будет)

Еще двух пророков изваял Лоренцетти, так что Бернини, в данном случае, просто подхватил выпавшее из рук предыдущего бойца знамя.


Илия



Иона

Сравнивая Илию с Ионой, с одной стороны, и Даниила с Аввакумом, с другой, можно понять, как далеко за одно только столетие ушло искусство; как Ренессанс сменился барокко. Уж столько раз признавался, что с какого-то момента барокко (качественное, разумеется, а не "три церкви в день") стало мне нравиться. Илия с Ионой - классические правильные статуи, а Даниил с Авакумом - живые люди, Бернини - молодец.

Рим, Караваджо

Previous post Next post
Up