Да, желаю, - ответил я. После чего сел на загребском вокзале на электричку и поехал в город Сисак. Падежные формы в хорватском немного отличаются от русских вариантов, и вообще-то поезд шел за Сисак (т.е. в Сисак), но сайт хорватских железных дорог, например, вовсю призывал встретить Адвент в Сиску (т.е. в Сисаке). А потому остановимся на неправильном по смыслу, но забавно двусмысленном по форме варианте.
На месте Сисака некогда стоял римский город, но в результате варварских нашествий он исчез с лица земли. Кое-что случайно откопали железнодорожники в конце XIX века при строительстве путей, и сейчас на станции в самых неожиданных местах стоят указатели: "здесь проходила римская улица", "а вот там был амфитеатр" - приходится верить им на слово, т.к. стороннему посетителю ничего не видно. Средневековый же Сисак в 1215 году стал феодальным владением капитула Загребского собора и получил право местного самоуправления. Турецкое завоевание соседней Боснии превратило Сисак в пограничную крепость, каковой он оставался вплоть до 1878 года. 22 июня 1593 года под стенами Сисака состоялась
битва между габсбургской и османской армиями. Скорее это был междусобойчик, так как основу имперской армии составляли хорваты, а османской - бошняки, но в национальной мифологии Хорватии битва при Сисаке занимает важное место: наши победили не наших. До освобождения от турок бОльшей части Хорватии (Славония была под турками) и Венгрии оставалось еще 100 лет, да и турецкие набеги еще долго продолжались (параллельно читаю "Историю Словении" и с удивлением узнаЮ, что турецкие мародеры грабили даже Штирию с Каринтией!), но с точки зрения указанной мифологии битва при Сисаке была переломной. Впрочем, у нас с Куликовским сражением - та же неприятность: татар-то мы победили, а они, собаки неверные, через несколько лет Москву сожгли.
А чего такого важного в Сисаке, что хорваты в него так вцепились? - спросите вы. Отвечу. Река Сава становится судоходной, как раз начиная с Сисака, а точнее от места впадения в Саву реки Купы. На месте этого впадения была построена мощная крепость, и к этой крепости уже прилепился город. А точнее два города. По одну сторону Купы находился "гражданский" Сисак, некогда принадлежавший загребскому капитулу, ну а затем перешедший под прямую власть бана; по другую сторону был "военный" Сисак, бывший частью Военной границы - особой милитаризованной зоны, подчинявшейся напрямую военному командованию в Вене. Объединились эти два Сисака в 1874 году, а окончательное упразднение Границы случилось в 1881м. В течение XIX века Сисак активно развивался, т.к. здесь был важная перевалка грузов с железной дороги на реку. Ну а уже в независимой Хорватии город стал центром одноименной жупании, а в 2009 году старый добрый папа Бенедикт XVI (вот когда прозвучали первые залпы грядущего ковидобесия: когда твердого в вере Бенедикта заставили уступить место жалкому популисту Бергольо, Бенедикт никогда бы не позволил закрыть церкви на Пасху) учредил в Сисаке новую епархию (номинально восстановил античную, канувшую в лету в темное средневековье).
Вот то, что я приблизительно знал, отправляясь в Сисак на поезде. И только накануне "хорватские товарищи" меня предупредили, что город серьезно поврежден в результате землетрясения 29 декабря 2020 года (я там был в октябре 2021 года, напомню). Я как-то предупреждению не внял, и так уж было суждено, что я впервые увидал результаты землетрясения практически по свежим следам.
Вокзал Сисака не работает и огражден забором. Причины очевидны...Все руководство станции сидит в специально пригнанном контейнере, а в соседнем контейнере разместилась касса.
Ну вот еще следы землетрясения
Самое печальное, что новоявленный собор Воздвижения Креста (нет, само здание - XVIII века, освящено в 1765 году, а вот собором оно стало только в 2009м) тоже поврежден и закрыт.
Вот он издалека
А вот вблизи...Рабочие сняли землю до фундамента; похоже, по нему пошли трещины...
А вот развалины на первом плане - это древнеримские раскопки; и это всё, что обычный турист может увидеть в древней Сисции...
В целом исторический центр - совсем крохотный, рядовая застройка в 1-2 этажа, этакое родное Ровно, перенесенное на хорватскую землю. Более или менее примечательные здания
Малый Каптол...
...и Каптол Великий
Еще два предмета местной гордости
"Голландский дом" - на самом деле что-то вроде "офисно-складского центра" XIX века, построенного с каким-то далеким намеком на голландскую архитектуру.
Старый мост. Ну как сказать, старый - 1934 года в кирпиче, до этого здесь был деревянный мост (1862). Река, над которой перекинут мост, - это Купа; на ее же набережной стоят оба Каптола; к Саве Сисак повернут не самыми лучшими своими частями.
Как видите, Сисак - вообще не слишком туристический, а уж после землетрясения - и подавно. Если уж сюда ехать, то только ради "града", т.е. крепости, построенной в 1544-1550 годах в районе впадения Купы в Саву. Заказчиком строительства был загребский капитул, которому город принадлежал; сохранились имена строителей - каменщик Петр из Милана и столяр Мартин из Загреба. От станции до крепости около получаса пешком; в какой-то момент город внезапно заканчивается, и далее идешь по асфальтированной дороге между рощицей и Савой; вокруг самого замка городские власти пытаются создать зону отдыха.
Увы, крепость была закрыта без объяснения причин. Судя по тому, что при мне сюда приехала машина со стройматериалами, внутри идет ремонт - видимо, землетрясение и здесь приложило свои шаловливые ручки.
Я не уверен, что в Сисак туристу стОит ехать в ближайшие пару лет; судя по всему, городским властям еще долго придется латать дыры (в прямом смысле этого слова). Но погода была отличная, местные гуляли без масок, ничего не трясло, а чего еще стОит желать бедному туристу в эпоху Небывалой пандемии)))
Не уверен, что мой блог читают фанаты ж/д транспорта. Но ежели таковые случайно сюда попадут, то для них - с приветом от автора - фотография уцелевшего в депо станции Сисак поворотного круга. До этого видал такие только на фотографиях; восторга было побольше, чем от пресловутой Так и не упавшей башни в Стране трусов и паникеров.