Трогирский собор - часть 5. Капелла святого Иоанна Трогирского

Jan 13, 2022 08:00

В Трогирском соборе XIII века есть два уголка Ренессанса. Один из них - баптистерий - я показал вам в прошлый раз, елико это было возможно, сегодня очередь второго - капеллы святого Иоанна Трогирского. О самом святом, здесь лежащем, практически ничего неизвестно, а вот место его погребения стОит отдельного рассказа.

4 января 1468 году трогирские клирики поручили строительство капеллы двум звездам хорватского Возрождения - Андрии Алеши и Николе Фирентинцу (т.е. он был вообще-то родом из-под Флоренции, но основные его работы находятся в Далмации). Зодчие явно видели позднеантичные памятники соседнего Сплита - мавзолей Диоклетиана, ставший собором, и храм Юпитера, превратившийся в баптистерий, а поскольку эпоха Возрождения "болела" древним Римом, архитекторы переосмыслили увиденное и сотворили этакий христианский храм-мавзолей.

Снаружи капелла кажется незначительной пристройкой:


(домик с маленькими окошками - это и есть капелла)

Зато внутри нам открывается роскошный мавзолей:






Внутрь капеллы не пускают, приходится смотреть из-за балюстрады, так что за ракурсы покорно прошу прощения. Начинается все с входной арки, украшенной сценой Благовещения






По нижнему ряду стен выходят из гробниц путти с факелами в руках. Понятно, что христианскому зрителю полагается увидеть в этих путти торжественную процессию ангелов, провожающих святого Иоанна в Царство Небесное, но нам-то, людям искушенным, почему-то вспоминаются этрусские гробницы и тамошние крылатые демоны.


















Еще сильнее веет античностью от сводов капеллы





Да, при внимательном рассмотрении в центре обнаруживается погрудное изображение Спасителя. а в каждой ячейке-кессоне - по маленькому ангелочку, но Алеши с Фирентинцем явно думали не об ангелах, а вдохновлялись античными образцами, за которыми и далеко ходить не надо было.

Ну теперь выйдем из языческого мрака в светлый мир нормального христианского искусства.


В люнете - Коронация Марии (Николай Фирентинац)

Усопшего святого Иоанна провожают в Царство небесное ангелы, а встречают Христос с Богородией и Иоанном Крестителем:






В нишах среднего яруса стен мы видим череду святых - статуи работы трех мастеров: Андрии Алеши, Николая Фирентинца и Ивана Дукновича. В хорватской Вики можно найти полный перечень, но туда, по моим ощущениям, закрались ошибки (например, два Иоанна Богослова и два Иоанна Крестителя разных скульпторов); по крайней мере, этот перечень не "ложится" на реальную картинку.








Вот тут все прочитывается: апостол Павел (легко опознается по мечу) и Богородица, обе статуи выполнены Николаем Фирентинцем.



Иоанн Креститель (без привычных атрибутов, но зато есть безошибочный признак: шерстяная одежда) работы Андрии Алеши и апостол Петр (не подписан, но легко узнается "в лицо") - Николая Фирентинца



Обе статуи выполнены Николаем Фирентинцем - апостолы Иоанн Богослов (орел позволяет это утверждать) и Филипп (подписан)




Если сравнивать увиденное со списком из хорватской статьи, то нами не опознаны двое лиц: апостол Фома (Иван Дукнович) и блаженный Иероним (Андрия Алеши), еще двое названы в статье безымянными святыми.

С Трогирским собором мы на этом расстаемся. а вот еще чуть-чуть Трогира нам осталось на еще один короткий рассказец.

Далмация, Трогир, Хорватия

Previous post Next post
Up