Турин - часть 1. Палаццо Мадама

Mar 30, 2020 07:00

Итак, мы с вами, дорогие читатели, перемещаемся в Турин. Самым интересным городским музеем мне показался Музей старинного искусства, разместившийся в одном из савойских дворцов - палаццо Мадама. С него и начнем.

Палаццо Мадама - это двуликий янус с двойным дном. С одной стороны мы видим роскошный барочный фасад, собственно палаццо Мадама



С другой - средневековую крепость, называющуюся Казафорте дельи Акайя



А где-то под дворцом находятся остатки античных стены и ворот; утверждается, что одна из башен сохранилась со времен древних римлян. Палаццо Мадама стоит на месте городских ворот (по одной версии, порта Декумана; по другой, порта Претория). В средние века ворота "обросли" крепостцой, которая к XIV веку превратилась в замок семьи Савойских-Ахейских (Savoia-Acaja) - младшей ветви Савойского дома. После пресечения Ахейской линии её владения перешли к старшей ветви. Впрочем. последние правили из Шамбери, и их туринский замок служил им в качестве временной резиденции (например, здесь подолгу жила Бьянка Моферратсская, вдова Карла I и мать Карла II Савойских) или "гостевого домика" (тут останавливался во время похода на Неаполь Карл VIII, король Франции).

Все изменилось с переездом савойских герцогов в Турин. Изначально Эммануил Филиберт остановился в родовом замке, но потом положил глаз на стоящий рядом епископский дворец (каковой и превратился в итоге в Палаццо Реале). В Ахейском же замке жили младшие члены семьи, пока в 1637 году его не избрала для себя первая "Мадама Реале" Кристина Французская, оставшаяся после смерти мужа правительницей Савойского государства, да так и не отпустившая вожжи вплоть до кончины в 1675 году. Жить в перестроенном по последней моде Ахейском замке ей показалось комфортнее, чем в герцогском дворце. После смерти первой Мадамы Реале в замке поселилась вторая - вдова ее сына Мария Джованна Баттиста Немурская, при которой перестройка возобновилась. В результате над замком потрудились две звезды местного барокко - Амедео дель Кастелламонте и Филиппо Юварра. Под руководством последнего был сооружен нынешний барочный фасад, после чего в 1721 году работы были прерваны, чтобы более не возобновляться. Так палаццо Мадама, он же Казафорте дельи Акайя, и остался средневеково-барочным двуликим янусом.

Детали барочного фасада:












Я пытался заснять и статуи на кровле, но предательски рано взошедшее солнце лишило меня такой возможности.

Теперь покажу "стык" средневековья и барокко:


"И посредине Бологого, на самом стыке двух культур, поребрик плавно переходит в бордюр"

Кстати, фотография сделана ...с трамвайной остановки. Да-да, трамвай в Турине никуда из исторического центра не делся, но смело рассекает по узким улочкам, даже в местах с односторонним движением! Я, правда, ждал не трамвая (им я воспользовался позже, чтобы неудачно скататься к Суперге), а автобуса № 56, на котором следует ехать к еще одной савойской резиденции - вилле Реджина.

Снова средневековый замок:


Перед фасадом установлен памятник итальянским воинам, погибшим в Первую мировую, и полководцу Эммануэле Филиберто, второму герцогу Аоста. Не могу сказать, что мне нравится фашистская монументальная пропаганда; по правде, не вижу существенной разницы со сталинской.



Из Вики

Музейную экспозицию я буду показывать вам в течение нескольких последующих постов, а пока заберёмся вместе на смотровую площадку в одной из башен замка.



С запада и севера Турин обнимают Альпы. Психичка Грета может спать спокойно: как видите, даже в аномально теплую зиму 2019/2020 годов в горах лежит снег.

Ну а внизу мы видим парадную часть пьяцца Кастелло. По центру здание с невзрачным голубым фасадом и очень необычным куполом - это королевская церковь Сан-Лоренцо (мы ее посетим). Правее вытянутое розовое здание - это палаццо Кьяблезе, т.е. дворец герцога Шабле (сына Карла Эммануила III от третьей жены); сейчас там проводятся временные выставки. Еще правее массивное белое здание - это Палаццо Реале, королевская резиденция (терпение, она нас ждет). Из-за нее торчат башня и очень необычный купол - это кафедральный собор Турина. Точнее говоря, купол относится к капелле Плащаницы (там мы тоже побываем) - своеобразному мосту между собором и дворцом.

Смотрим в другую сторону:


Видите красные полотнища внизу на красном здании? Нет, это не обком компартии, а афиши Туринского оперного театра! Далеко на горе видна базилика Суперга - грандиозный обетный храм Богородицы, воздвигнутый в честь победы на французами в 1706 году, там же в крипте почивают многочисленные монархи и принцы Савойского дома.

Ну а пронзающее небосклон башня - это Моле-Антонеллиана (в честь архитектора Антонелли), построенная в 1863-1889 годах и долгое время бывшая самым высоким зданием Италии. Наверх можно подняться на скоростном лифте за мзду немалую, а в здании разместился музей кинематографии. Я не разделяю точку зрения старика Крупского о "самом важном искусстве", да и кататься на платном лифте в мои планы не входило, так что башню я могу вам показать только снаружи.

Уверен, что музей старинного искусства гораздо интереснее музея кинематографии! Впрочем, даже если я ошибся, читатели никогда об этом не узнают на этих страницах. Потому что в первый музей мы уже, считай, попали, а во второй я не поведу никогда.

Турин, Савойские дворцы, Пьемонт

Previous post Next post
Up