Турин - часть 2. Палаццо Мадама (продолжение)

Apr 02, 2020 07:00

В мой приезд в палаццо Мадама была еще и выставка Мантеньи, так что посетителей было очень много. Музей и выставка - это два разных недешёвых билета, но прикол состоит в том, что выставка Мантеньи "размазана" по музею, так что желающие могут купить один мантеньевский билет и по нему невозбранно смотреть и экспозицию, и выставку. Ну и отдельных слов заслуживают мерзкие смотрители: они держат всю очередь на улице (хотя было довольно холодно) и запускают в кассу маленькими порциями по десять человек. Очередей было три параллельных: Мантенья по предварительной брони, Мантенья без предварительной брони, музей без предварительной брони. Мой совет - вставать в ту, которая поменьше, все равно в кассе все перемешаются. Ну а мне, как обладателю Royal Card, всё удовольствие было вообще бесплатным.

Музей начинается с зала, в котором выставлены фрагменты хоров из монастыря Стаффарда. Слава королю Карлу Альберту, который это аббатство пограбил! Дело в том, что добраться туда на общественном транспорте из Салуццо нереально (три рейса в день по неудобному расписанию), и пылились бы там по сию пору деревянные скамьи, никому неведомые, но отец Альбертинского статута вывез часть их к себе в замок Полленцо (который вообще закрыт для посещений), а часть передал в туринский музей, так что хоть часть этого великолепия публике доступна. Хоры были выполнены в 1510-1520ых годах по заказу аббата Джованни Людовико, сына маркиза Салуццо; имя и происхождение мастера неизвестны, но его работа позволяет полагать его знакомство как с поздней французской готикой, так и с итальянским Ренессансом.

































Рождество, ясен пень (какой каламбурчик: хоры-то деревянные)






Древо Иессея вырезано из дерева!



Вот он - заказчик, аббат из салуццской правящей семьи.




Зал, где эти хоры выставлены, узкий и проходной, так что мимо меня непрерывным потоком следовали желающие причаститься творений Мантеньи. Как видите, уже первого зала хватило бы на небольшой епархиальный музейчик. А ведь это только начало!

Следующий очень большой зал посвящен живописи и прикладному искусству века этак с XII по XVI. Здесь вперемешку вывешены работы из разных церквей провинций Турин и Аоста (до 1927 года эта франкоязычная долина была частью провинции Турин).
И тут нас ждет продолжение темы Стаффарды. Т.н. Антверпенский алтарь (начало XVI века, был перевезен Карлом Альбертом в Полленцо, затем куплен частным коллекционером, приобретен музеем в 1998 году) был написан неизвестным фламандским мастером в 1510ых годах для все того же аббата Джованни Людовико ди Салуццо.



Детали:


Обручение Марии и Иосифа



Рождество



Обрезание



Поклонение волхвов



Сретение



Успение

Для контраста покажу алтарь не из Стаффарды и не местного мастера. Многие читатели. в отличие от автора, наглухо застрявшего в Италии, побывали на Пиренейском полуострове, так что без труда узнают руку мастера каталанского (XII век).


Это прекрасно, как в целом, так и в деталях. Подумать только, что откуда-то отсюда растут ноги Веласкеса и Мурильо)))















И это только начало! Продолжение следует...

Турин, Савойские дворцы, Пьемонт

Previous post Next post
Up