Так уж получилось, что памятники старины глубокой (романика, готика и даже Возрождение) в Пьемонте находятся на некой географической и, я бы даже сказал, интеллектуальной периферии. Ну то есть они существуют, при некотором прилежании и желании ими можно полюбоваться, но все же главные примечательные дворцы и церкви Пьемонта - это барокко, рококо и далее по временной шкале, и все это связано с правившим здесь Савойским домом, члены которого сначала были графами и герцогами Савойскими, затем они внезапно вырвали в ходе большой европейской военной и дипломатической игры для себя титул королей Сардинии, ну а в финале еще более неожиданно объединили Италию и заняли ее трон. Многочисленные дворцы этой династии разбросаны в Турине и вокруг него; часть их попала в список Всемирного культурного наследия (их перечень можно найти
здесь); еще бОльшее количество в тот заветный перечень не попало (что отнюдь не означает их маловажности). Достаточно подробный
сайт, в т.ч. и англоязычный, подробно рассказывает о возможности посещения объектов, времени работы, цене, способе добраться - очень рекомендую для изучения. Опять-таки настоятельно предлагаю изучить возможности единого абонемента
Royal Card: его довольно высокая цена отбивается буквально на первых трех дорогих музеях, а далее путешествуешь в свое удовольствие и бесплатно!
В Турине я побывал в Королевском дворце, палаццо Мадама, палаццо Кариньяно и на вилле Реджина. За пределами столицы мне удалось добраться до Раккониджи, Ступиниджи, Венарии и Мандрии. К сожалению, я не смог одолеть головоломку с въездом на Супергу (бесплатный автобус не прибыл, а ехать на хитром трамвае за 9 евро меня задушила жаба). Кастелло Валентино доступен для туристов только по определнным субботам месяца, и я не стал ломать над этой проблемой голову. Ну а из загородных дворцов: до Алье довольно непросто доехать, и я его из первой поездки по Пьемонту исключил; Говоне зимой закрыт для туристов, а в Риволи разместили музей современного искусства, что несколько подмочило его репутацию в моих глазах. Ну а если вспомнить еще про различные расположенные в удаленных местах церкви, которые были построены членами Савойского дома, то недели три увлекательнейших разъездов по Пьемонту можно себе обеспечить. У меня же было только пять с половиной дней, из которых два ушло на места, о которых я вам рассказал ранее (
Сакра Сан-Микеле,
Кьери и
Асти), так что можете представить, в каком темпе я перемещался)))
Чтобы при дальнейших фоторепортажах постоянно не уклоняться в рассказы о герцогах и королях, я посвящу тройку постов краткому изложению истории Савойского дома, уж простите великодушно! Зато потом при словах "в этой комнате умерла третья жена Карла Эммануила III) у вас в голове будет четкое понимание, и слезы будут литься на клавиатуру!
Итак, Савойский дом - один из долгожителей на политическом небосклоне Европы: полулегендарный основатель династии умер в XI веке, а изгнание с трона последнего итальянского короля Умберто II случилось в 1946 году. В настоящее время здравствуют две ветви Савойского дома: старшая Кариньянская (угаснет на внуке Умберто II, т.к. у того есть только дочери, а наследие в династии происходит по салическому закону) и Аостская (полно здравствующих мужиков, так что не дождетесь); обе они изгнаны из Италии (хотя вроде бы в последние годы на запрет стали смотреть проще). Я не буду пересказывать вам все девять столетий истории дома, а ограничусь только XVI-XIX веками, когда центром их владений был Турин.
Изначально, как это ясно из названия, члены семьи правили Савойей (с 1860 года - часть Франции), но постепенно прибрали к рукам некоторые города и веси будущего Пьемонта. До XVI века Савойское графство (с XV века - герцогство) было одним из многих государств на границе Франции и Империи, и никакой аналитик не мог бы предсказать славного будущего. Правда, они путем династических браков приобрели право титуловаться трижды королями (Иерусалима, Кипра и Армении), но к тому времени королевств тех давно не существовало, а на их несуществующие троны имелись и более сильные претенденты. Кроме того, в 1452 году Савойский дом завладел реликвией - неким обрезом ткани, считавшийся подлинной плащаницей, в которую было завернуто тело Христа при погребении; так что к трем эфемерным королевским титулам добавилось еще и звание хранителя святой Плащаницы. До начала XVI века графы и герцоги Савойские были скромнягами: их имена состояли из одного слова и порядкового номера; затем же они приобрели вредную привычку брать двойные имена, так что впервые сталкивающемуся с их историей приходится несладко.
Итак, последним "скромнягой" был Карл III (1486-1553, герцог с 1504 года).
Его правление пришлось на время Итальянских войн между Францией и Империей, но долгое время ему удавалось сидеть на двух стульях, т.к. Франциску I он приходился двоюродным братом (мать Франциска - Луиза Савойская - родная тетя Карла), а императору Карлу V - свояком (они были женаты на родных сестрах - португальских принцессах). Но в 1536 году счастье закончилось: Франциск захватил практически все владения Карла III и присоединил их к Франции. Изгнанник Карл всю оставшуюся жизнь скитался по родичам, вернуться на родину ему так и не довелось.
Его сын Эммануил Филиберт (1528-1580, герцог с 1553 года) поступил на службу к своему испанским родичам, воевал на их стороне в Итальянских войнах, а в 1556 году стал наместником своего кузена Филиппа II в Нидерландах. 10 августа 1557 года он, во главе испанских войск, победил французов при Сен-Кантене. Та битва стала переломной в долгой истории Итальянских войн; впервые крупное сражение случилось не где-то в далекой Италии, а на французской территории; после разгрома французов путь их врагам на Париж оказался открытым. На Париж Эммануил Филиберт тогда не пошел, но французы слабость своих позиций осознали. В 1559 году был заключен очередной (никто уж не считал, какой по счету) мир между Испанией и Францией в Като-Камбрези (никто тогда не подозревал, что вскоре во Франции начнутся Гугенотские войны, и Франции уже будет не до Италии). По условиям договора Эммануил Филиберт получал назад свои наследственные владения, а чтобы это не выглядело французской капитуляцией, возврат был оформлен в качестве приданого: герцог женился на французской принцессе Маргарите (1523-1574). Как все помнят, торжества по случаю мира были омрачены катастрофой: французский король Генрих II был смертельно ранен на турнире; он настоял на том, чтобы брак Эммануила Филиберта и Маргариты был заключен у его смертного ложа.
С Эммануила Филиберта начинается в 1563 году туринская страница в истории Савойского дома: в этом году герцогский двор окончательно переехал из Шамбери в Турин, а официальным языком становится пьемонтский диалект итальянского. Новому герцогу пришлось долго добиваться вывода иностранных войск из Пьемонта, заново строить собственную армию, реформировать систему налогообложения - в общем, строить государство с нуля. Необходимо понимать, что в тогдашнее Савойское государство входил не весь Пьемонт (Монферрато и Салуццо, например, были под властью Мантуи и Франции соответственно), но зато под его контролем были Ницца, Савойя и Бресс - "треугольник" между Соной и Роной над Лионом. Вообще, вплоть до объединения Италии владения Савойского дома были между молотом и наковальней - Францией и принадлежавшим Габсбургам (сначала Испании, потом Австрии) Миланом, ак посему политика Эммануила Филиберта заключалась в сложном маневрировании между двумя могущественными соседями.
Единственный сын Филиберта Эммануила и Маргариты Валуа - Карл Эммануил I (1562-1630, герцог с 1580 года). Женат на дочери Филиппа II и Елизаветы Валуа (все же помнят "Дона Карлоса?) - Каталине Микаэле (1567-1597)
Главная задача, решенная Карлом Эммануилом I, заключалась в присоединении маркизата Салуццо. В ходе Итальянских войн Салуццо было захвачено французами, но в 1588 году раздираемой Религиозными войнами Франции было не до заальпийских владений, и Карл Эммануил занял город. Через 10 лет новый французский король Генрих IV потребовал возвращения Салуццо; Карлу Эммануилу пришлось выдержать две войны против славного короля. В результате Салуццо было признано савойским владением, но за это Карлу Эммануилу пришлось пожертвовать фамильными землями во Франции - Брессом. А вот овладеть вторым лакомым куском - Монферрато - Карлу Эммануилу не удалось; он пытался отстоять права своей внучки, но у мантуанских герцогов был принят салический закон, и Мантуя вместе с Монферрато перешла в руки Фердинанда - дяди несостоявшейся наследницы (еще тот подлец был, я о его тайном браке
рассказывал). В конце правления Карла Эммануила I мантуанско-монферратский вопрос встал повторно: старшая линия Гонзага вымерла, права маленькой обойденной наследницы вновь могли сыграть, но французы перехватили инициативу и выдали ее за "своего" претендента. Карл Эммануил I дважды оказался переигранным в сложной дипломатической игре, хотя, надо отдать ему должное, он изрядно побегал между Францией и Испанией, пытаясь выцарапать себе Монферрато.
Если с территориальными приобретениями Карлу Эммануилу I не во всем повезло, то над приумножением своей династии он, в отличие от многих своих малодетных предков и потомков, потрудился на славу: пять сыновей оставил герцог. Для пьемонтской истории важны трое из них: наследник Виктор Амадей, кардинал Маурицио (1593-1657) и принц Кариньянский Томмазо Франческо (1596-1656). Пока отметим эти имена в памяти.
Виктор Амадей I (1587-1637, герцог с 1630 года).
Как я уже говорил ранее, всю свою жизнь его отец бегал между Францией и Испанией, надеясь выбить для себя маркизат Монферрато. Виктор Амадей женился на том этапе, когда "лучшими друзьями" были французы, и его женой стала дочка Генриха IV и сестра Людовика XIII Мария Кристина (1606-1663).
Правление Виктора Амадея I закончилось неудачей: Монферрато получить не удалось, а вот важную крепость Пинероло (Пиньероль по-французски) пришлось французам отдать. До Пинероло час езды на поезде от Турина, и эта французская заноза в сердце Пьемонта почти век мешала савойским герцогам оторваться от Франции в их внешней политике. Ну и Дюма-то все читали? Д'Артаньян многократно в Пиньероле был, здесь же были заключены Фуке и "Железная маска". Что поделаешь? Переиграть Ришелье удавалось не всем, и вместо братского союза Савойский дом попал в почти рабскую зависимость от заальпийских "друзей"
Уже проанонсированная Мария Кристина Французская, вдова Виктора Амадея I и сестра Людовика XIII, - это ключевая фигура последующих десятилетий пьемонтской истории. Две ее сестры были королевами (в Испании и Англии), а она была "всего лишь" герцогиней, и это ее напрягало. В ход пошли былые претензии Савойского дома на три короны, к этому добавились воспоминания о происхождении от славного Генриха IV - в общем, Мария Кристина при савойского дворе официально титуловалась прежде неслыханным здесь титулом - Мадама Реале. Она была регентшей над двумя сыновьями: рано умершим Франциском Гиацинтом (1632-1638, герцог с 1637г) и Карлом Эммануилом II (1634-1675, герцог с 1638 года). Понятное дело, что Мария Кристина во всем следовала советам из Парижа.
Против бабского правления и французского засилья восстали два деверя Мадамы Реале - кардинал Маурицио и принц Кариньянский Томмазо Франческо.
Дело дошло до гражданской войны, противоборствующие партии в которой именовались смешными для русского слуха названиями - мадамисты и принчиписты. Если Мадаму Реале и мадамистов открыто поддерживал Ришелье, то за принцами и принчипистами стояла Испания. В ходе войны принчиписты даже захватили Турин, но все же им пришлось пойти на переговоры. Мадама Реале осталась регентшей, но при ней был учрежден Регенсткий совет, в который вошли мятежные девери. Ну и случай возможной смерти малолетнего Карла Эммануила II был предусмотрен: кардинал Маурицио был признан наследником племянника, сложил с себя сан и женился на...дочери Мадамы Реале, т.е. родной своей племяннице (в пиренейских королевствах такие браки были нередки, а вот, оказывается, и в Италии ими баловались). Впрочем, Карл Эммануил II счастливо пережил детские годы, у кардинала Маурицио детей не случилось, а принц Кариньяно в итоге осел с семейством во Франции, так что в общем итоге Мария Кристина вышла победительницей и правила при своем затюканном сыне, пока не умерла.
Да, кстати, принц Кариньянский и его потомки временно уходят из нашего рассказа, чтобы потом блистельно сюда возвратиться и объединить Италию, так что не забываем о них!
Карл Эммануил II (1634-1675, герцог с 1638 года) практически всю жизнь прожил в тени властной матери, ну а после ее смерти по привычке во всем слушался французского кузена - Людовика XIV. Обе жены его были француженки: первая - дочка Гастона Орлеанского (рано умерла, для истории неинтересна), вторая происходила из давно осевшей во Франции Немурской линии Савойского дома; звали ее Мария-Джованна-Баттиста (1644-1724)
За что ни брался Карл Эммануил, все завершалось дерьмом: локальные войны он проиграл, а самым главным его "делом" было
истребление в 1655 году местных пьемонтских диссидентов - вальденсов, которые тихо жили в своих альпийских долинах аж с XII века. В XVII веке Интернета, конечно, не было, но информация все равно расходилась быстро: резней успел возмутиться даже далекий Кромвель. Но даже это злодеяние у Карла Эммануила не получилось: в итоге Савойский дом был вынужден смириться с существованием в своих владениях злостных еретиков.
Так что Карл Эммануил II. как и весь Советский Союз, обладал важной особенностью: все, что он делал руками, получалось плохо, а вот детки, а точнее единственный сын, были хорошенькими. А сыном его был Виктор Амадей II (1666-1732, герцог с 1675 года) - король Сицилии (в 1713-1718), а затем Сардинии (с 1720 года), при котором Савойя из маленькой пограничной страны превратилась в державу регионального, как минимум, значения.
Продолжение следует...