Неожиданно вспомнил, что уже более полугода имею на совести огромный непростительный грех перед читателями. Mea culpa: по неведению утаил от них дивную итальянскую историю, а потом, уже познакомившись с ней, не пересказал...Поспешу исправиться, тем более, что история на поверку оказалась достаточно известной. В феврале сего года я рассказывал вам о сложном квесте, разрешив который мы с вами попали внутрь Корпус Домини -
обители кларриссок в Ферраре . Мы с вами там рассматривали гробницы членов семьи Эсте и опознали всех, за исключением одной - таинственной Камиллы Катерины Гонзага. Я тогда тщательно прошерстил генеалогическое древо семей Гонзага и Эсте, надеясь найти хоть какую-то информацию об этой кларисске. Как оказалось, история этой монахини гораздо более интересна, чем обычная судьба принцесс "родилась - вышла/не вышла замуж - умерла".
Итак, в Корпус Домини рядом с членами дома Эсте оказалась похоронена Камилла Катерина Фаа, бывшая жена мантуанского герцога Фердинанда I. И почивает она (см. фото- в правом ближнем углу). Но обо всем порядку.
Камилла Фаа (ок. 1599-1662) происходила из знатной фамилии Фаа, и отец ее служил герцогам Мантуи. В 1612 году тамошнюю династию Гонзага постиг тройной удар: один за другим умерли Винченцо I, его старший сын Франческо IV и малолетний сын последнего Людовико. Следующим в очереди к трону был 25-летний Фердинанд, второй сын Винченцо I. Будучи лишь вторым сыном, он с юных лет должен был посвятить себя Церкви. К моменту восхождения на трон Фердинанд был уже кардиналом, но ради трона снял с себя сан. Впрочем, еще будучи духовной особой, Фердинанд не смущался данным им обетом безбрачия, находя разнообразные удовольствия с разнообразными же дамами. Тем более, став мирянином и герцогом, он продолжал бурную сексуальную жизнь. И тут на его пути попалась прекрасная Камилла.
Камиллу высокое положение воздыхателя не смутило, и она решительно отказалась разделить с герцогом ложе. И тогда Фердинанд сделал безошибочный ход: предложил Камилле брак, хотя пока что (временно, разумеется) тайный. Отец Камиллы, чья голова пошла кругом от неожиданной возможности стать тестем своего господина, давил на Камиллу; Фердинанд, тогда еще молодой и не слишком постасканный, не был уж слишком противным ей, да и воспитанная в монастыре девушка естественно мечтала о свадьбе. В феврале 1616 года Фердинанд и Камилла тайно обвенчались в дворцовой капелле в Мантуе. Вскоре Камилла забеременела. Казалось, что история просто обречена на happy end.
Но нет же. Шила в мешке не утаить, а тем более не утаить герцогу было беременную жену. Родичи и министры Фердинанда укоряли его за брак с "простолюдинкой" (Камилла была "всего лишь" дочкой графа), а вскоре вырисовалась перспектива выгодного династического брака с Екатериной Медичи (очень дальняя родственница тезки - знаменитой французской королевы; Марии же Медичи, еще одной французской королеве, невеста приходилась двоюродной сестрой). Фердинанд, уже пресытившийся молодой женой, стал отдаляться от нее. Камилле и ее отцу недвусмысленно угрожали: ведь Медичи были известными отравителями. Поэтому когда отец Камиллы неожиданно умер, молодая жена всерьез перепугалась и покинула двор мужа, пока что под предлогом траура. Вдали от двора она родила сына - потенциального наследника.
А между тем Козимо II Медичи, брат предполагаемой невесты, и предполагаемый же жених не бездействовали. Камиллу заставили вернуть документы, подтверждавшие факт заключения брака. Папа Павел V, которого в данном случае интересовали не сложные канонические вопросы, а многосложная итальянская политика, признал брак Фердинанда I и Камиллы Фаа никогда не существовавшим (развод, напомню, официально невозможен, а вот аннулировать брак - дело, при определенных денежных затратах, вполне возможное). Прошел лишь год с момента тайного брака, а уже в феврале 1617 года Фердинанд I повел к алтарю новую жену - Екатерину Медичи. Камилла с ее сыном представляли, по крайней мере до рождения детей от этого нового брака, потенциальную угрозу. Поэтому их вернули в Мантую, где маленький Иасинто воспитывался при дворе отца (он все же оставался сыном своего отца, хоть и незаконным), а Камилла поселилась в монастыре, хотя герцог и его новая супруга настаивали на том, чтобы Камилла, после аннулирования брака опять свободная, побыстрее вышла замуж. От нового брака Камилла отказывалась, потому что была уверена в своем замужнем положении и надеялась на торжество справедливости. Но, увы. справедливость легче всего найти в словаре - на букву "с", чем в жизни. Еще через год, в 1618 году, Камиллу перевезли в соседнюю Феррару (к тому времени уже папский город), где она стала жить у клариссок в Корпус Домини.
Только через 4 года, поняв, что муж не собирается ее возвращать, Камилла приняла монашеские обеты. Здесь, в феррарской обители Корпус Домини, она прожила еще 40 лет и умерла в 1662 году, пережив всех своих обидчиков. Откуда известны подробности ее жизни, - спросите вы, - ведь естественно мантуанский двор всячески старался "забыть" об обманутой и отвергнутой молодой женщине. И вот тут-то и начинается самое интересное: Камилла сама описала свою горестную судьбу по просьбе своей настоятельницы. В истории итальянской литературы она оказалась первой мемуаристкой. Оригинал ее грустной повести до сих пор хранится в Корпус Домини, а впервые мемуары ее были опубликованы в 1895 году.
Камилле не довелось добиться справедливости: ее брак так и остался как бы никогда не заключенным, ее сын так и остался как бы ублюдком, а ее муж преспокойно как бы женился снова. Но небесная справедливость все же восторжестовала. У Фердинанда I и его новой жены Екатерины Медичи так и не случилось детей (у Екатерины было два выкидыша), и 1626 и 1629 годах они оба последовали в могилу. Трон Мантуи наследовал следующий брат - Винченцо II, но и тот в браке оказался непорядочной скотиной. Винченцо женился на кузине, почти в два раза его старшей, а затем попытался аннулировать этот союз под предлогом, что его жена - ведьма. Мудрая и опытная женщина без труда убедила судей в своей невиновности, но, естественно, после таких чудовищных лжи и предательства ни о какой супружеской жизни и речи быть не могло. Так без наследников остался и Винченцо II. После его смерти на мантуанский трон случилось дове претендентов из боковых ветвей Гонзага: одного поддерживала Франция, другого - империя. В 1630 году имперская армия захватила Мантую и разграбила ее - этот чудовищный грабеж остался в истории под именем "sacco di Mantova". Мантуя хоть и сохранила свою независимость еще на 80 лет, но, разграбленная и униженная, она перестала играть хоть какую-то роль как в истории, так и исскустве.
А все началось с большой подлости, которую всемогущие герцоги Мантуи и Тосканы совершили над беззащитной наивной девочкой. Вот как странно бывает в жизни.