Проход по территории монастыря Санта-Катерина строго регламентирован: в ключевых местах тупят в телефон гиды, но при виде подходящего туриста они внезапно активируются, проверяют билеты, двигают туда-сюда канаты, открывают и закрывают нужные двери. Дело в том, что женский доминиканский монастырь жив-здоров, по уставу монахини живут в клаузуре, т.е. в затворничестве, а потому никакого контакта с ними у публики не должно случиться. В самом интересном месте - паре келий, временно не занятых насельницами, - гид следует по пятам, и там вообще нельзя снимать. В остальных местах фотографировать можно, но с должным пиететом)))
Сначала идешь по второму этажу параллельно правой стене церкви, затем оказываешься над клуатром, потом маршрут выводит на кровлю церкви, оттуда спускаешься и идешь по коридорам вдоль левой стены храма, следующим этапом будут большие монашеские хоры, после чего под неусыпным надзором гида заходишь в коридор с монашескими кельями, оттуда спускаешься вниз в клуатр, там глядишь общественные места (зал капитула, столовую), финальным аккордом оказывается монастырская кондитерская (единственное место, куда пускают с улицы и без билета). Думаю, что виды с крыши я вынесу в отдельный пост, а сегодня мы с вами прогуляемся по женскому монастырю.
Вот как выглядит клуатр. Церковь - у нас за спиной; справа - то здание, что выходит на пьяцца Беллини; прямо по курсу - общественные помещения монастыря.
А вот слева, с большими окно-дверями и балконами, находятся кельи доминиканок.
Вот они, кельи. Внутри все очень убого: кровать, столик, тумбочка, умывальник, клозет (наверно, каморка с закрытой дверью), на балконе ангелочек украшает раковину с краном.
Прежде чем мы пойдем дальше, напомню, что доминиканцы - это нищенствующий орден проповедников. Каким образом сочетаются задача проповедничества с жизнью в клаузуре - это для моего обесПГМ-ленного мозга неподъемная задача, вроде невинной проститутки или красноречивого молчуна. С бедностью ситуация сложнее. Те части обители, где монахини живут (спят, едят, работают, совещаются), - это действительно нарочитая нищета и убожество. Как это сочетается с невиданной роскошью церкви и капелл - еще одна неподъемная задача. Зачем декларировать нищету, зачем заставлять несчастных женщин жить в убожестве, и при этом тратить огромные деньги на украшение церкви, я не понимаю. Замечу. что исторически Санта-Катерина - это обитель для аристократок, и приносимые каждой монахиней вклады были немаленькими. Но все эти вклады, как в песок, уходили в украшение храма, в то время как привыкшие к нормальной человеческой жизни в миру женщины специально погружались в нищету.
Предыдущий абзац навеян прочтением классического итальянского романа Мандзони "Обрученные". Там описано, насколько "добровольным" был уход в монастырь для лишней дворянской дочери. И ведь вынудившие ее туда уйти родители и братья, принявшие ее вынужденный обет духовные учителя считали себя при этом отличными христианами.
Филиппика закончилась. Мы с вами идем по второму этажу вдоль правой стены церкви и через зарешеченные окошки смотрим соответственно на левую стену.
(ниже находятся зарешеченные балкончики с клавикордами и органом, которые я показывал в прошлый раз)
В коридорах над и правее церкви есть закрытая для посторонних неоклассическая капелла Распятия.
А сейчас мы находимся на хорах - балконе над входом в церковь (том самом, что стоит на красных витых колоннах) - и смотрим в сторону главного алтаря.
"Небо в клеточку": балкон тот не только огражден решеткой со стороны нефа, но и накрыт ею сверху.
А вот как на самом деле устроена кровля храма. Как видите, над сводом есть чердак, перекрытый с помощью стропил. В классическом романском храме этого чердака не было, как и сводов; стропила с подшитыми деревянными панелями или досками и служили кровлей нефа.
Теперь мы идем по коридору вдоль левой стены храма и смотрим через окошки на правую стену.
Здесь тоже есть закрытая капелла "для своих" - Снятия с креста.
Кто-то из архиепископов XIX века даровал этой капелле привилегию: за молитву здесь полагается сколько-то дней освобождения из чистилища. Меня всегда поражало: неужели духовенство настолько поверило в изобретенную ими же для честного отнятия денег у мирян байку о чистилище?
А вот и роскошный алтарь святой Екатерины в правой ветви трансепта (я его позабыл снять в церкви)
Алтарь устроен в XVIII веке, а вот статуя святой выполнена Антонелло Гаджини в 1534 году.
Теперь будет попытка показать роспись купола. Фреска выполнена в 1750 году Вито д'Анна, изображен здесь триумф доминиканских святых
Заметьте, насколько далеко в эпоху барокко ушли от первоначальных правил росписи купола. Обычно в таком месте помещался Христос Вседержитель (или Вознесение, или Пятидесятница - все равно Господские сюжеты),а в парусах помещали евангелистов. Здесь же в парусах написали аллегории четырех известных на тот момент континентов: Европы, Азии. Африки и Америки. Австралия не попала сюда, не только потому что пятого паруса не полагается. а а из-за того, что находилась под властью мерзких еретиков, и там не могли проповедовать доминиканцы.
Где-то под куполом в пресвитерии есть барельеф с мученичеством (которого не было) святой Екатерины (которой тоже не было):
Ну а теперь я вас заведу на большие хоры, расположенные за и над главным алтарем. Вот тут-то и наматывают свои ежедневные богослужебные круги нынешние монахини.
(церковь находится за тем большим искусственным солнцем)
Вот так глядели на мессу доминиканки "во время оно"
Мы уже почти дошли до конца - крепитесь!
Покои аббатисы. Невольно вспоминаются оруэлловское "все животные равны, но свиньи - равнее". Аббатисы вообще-то тоже давали обет бедности.
Зал капитула.
Всё! В следующий раз не будет никакой религии: мы просто поглядим на Палермо с монастырской крыши