Палермо. Церковь и монастырь Санта-Катерина (начало)

Oct 17, 2019 07:00

В 2019 году в центре Палермо случилось, не побоюсь громкого слова, историческое событие: туристов допустили в доселе закрытый для внешнего мира женский доминиканский монастырь св. Екатерины, что напротив ЮНЕСКОвских Мартораны и Сан-Катальдо. Собственно на монастырскую церковь давно разрешали поглазеть, потом ее закрыли на реставрацию, в 2018м открыли снова, и в том же году субботними вечерами запускали на кровлю церкви, для чего пришлось разрешить туристам проходить через закрытые монастырские помещения. И вот сейчас все препоны устранены, в церковь и монастырь туристов пускают ежедневно за неслабую плату в 10 евро (можно ограничиться только храмом - за 3 евро, но это не тот случай, когда нужно жмотиться). А тут еще подоспел и мой новый фотоаппарат, так что после уплаты мзды (не)малой я с камерой наперевес ринулся в этот закрытый мирок женского благочестия.

Напомню кратко историю комплекса. Церковь принадлежит женскому доминиканскому монастырю, основанному в 1310 году. Первоначально монастырь предназначался для раскаявших проституток, но с течением времени приоритеты поменялись, и сюда стали принимать исключительно знатных особ (такие же насельницы обитали в соседней Марторане). Много можно иронизировать на тему нахождения десяти отличий между бедными девушками, продававшими свое тело из-за беспросветной нужды, и знатными барышнями, занимавшимися тем же самым из интереса. но не будем углубляться...Шли века, монастырь расширялся, и старой церкви монахиням уже не хватало. В результате настоятельница Мария дель Каррето, происходившая из семьи графов Ракальмуто, инициировала строительство нового, более вместительного, храма. Точных дат не сохранилось, известно лишь, что церковь была освящена 24 ноября, в день памяти титульной святой, а произошло это событие между 1566 и 1596 годами - период настоятельства Марии. Основные росписи церкви были выполнены в XVIII веке. В результате Санта-Катерина заключает в себе элементы как барокко, так и рококо (это автор сам себя цитирует).

Интерьер церкви (начнем мы наш поход с нее) - это барокко XVIII века, многоцветное, яркое, полностью порабощающее разум и эмоции.


В сторону алтаря



В сторону входа. Мы с вами в женском монастыре строжайшего затвора: монахини даже во время богослужений скрыты от мирян. Сейчас вы видите большой балкон над входом, на котором доминиканки могли находиться во время мессы, но балконом местные "схроны" не ограничиваются: по верхнему ярусу храмовых стен разбросаны зарешеченные окошки, за которыми скрыты места для монахинь; все это я покажу позднее.



Балкон на розовых витых колоннах сооружен в 1683 году; а фрески под ним написаны Франческо Соцци и Алессандро д'Анна.







Далее мы с вами идем сначала вдоль левой, а потом вдоль правой стены храма и разглядываем инкрустации на нижней части пилонов. В основном, это композиции, в которых зашифрованы гербы и девизы аббатис.














Эта часть церкви - неф - была общедоступной, и видимо поэтому для наведения мирян на благочестивые мысли о святом подвиге монахинь здесь все украшено сиськами.

Но есть и три барельефа-инкрустации на библейские темы.


Купальня Вифезда из Ин. 5



Жертвоприношение Авраама (Быт. 22)



Иону выбросили в море (Иона 1). Пухлые губки принадлежат, как понимаете, киту.

Верхняя часть тех же пилонов украшена рельефными изображениями доминиканских монахинь. Путеводитель умалчивает, показывают ли нам здесь реальных святых и блаженных, или же имеют место быть идеализированные монашеские образы.


















Есть еще четыре боковых капеллы, но они плоховато освещены. Я там только статуи заснял.


Святой Антонин Флорентийский



Святой Людовик Бертран



Праведный Иоаким



Святая Розалия - наша палермская патронесса

Ну еще два ангела с орудиями Страстей






Перебираемся в трансепт. Обратите внимание на очередной зарешеченный балкон, на котором уместились клавикорды. Все верно, на них тоже играла монахиня, которую "публика" не должна была видеть.


Слева от балкончика наш хороший знакомый Петр Веронский с топором в голове.



На другом балкончике помещалась монахиня-органистка. Справа от нее - святой Викентий (Висент) Феррер.



Вот святой Викентий поближе

Правую ветвь трансепта я в церкви не заснял. Она будет показана попозже - сфотографирована из монашеских "схронов". Так что перейдем к пресвитерию.


Левая стена пресвитерия. Видите зарешеченные окна? Туда мы с вами еще заглянем!



Правая сторона пресвитерия. На углу - святой Фома Аквинский



Вот он поближе

У меня что-то не сошлись дебиты с кредитами: где-то еще должна быть статуя святого Доминика с собачкой и факелом, но, похоже, я ее пропустил. Статуи всех четырех славных доминиканских святых (Доминик, Фома Аквинский, Викентий Феррер, Петр Веронский) изваял Джованни Баттиста Рагуза.

Нужно еще показать главный алтарь работы Джакомо Амато. Он украшен полудрагоценными камнями, лапис-лазурью, аметистом и т.д, а "стерегут" его две покрытые серебром статуи ангелов.


Видите две балюстрады  выше и дальше главного алтаря? За ними находится еще один монашеский "схрон" - Большие хоры. И туда мы с вами забредем!

Возведем еще очи горЕ.
Свод нефа расписан Филиппо Рандаццо в 1744 году - нам показан триумф святой Екатерины Александрийской.


Некую горчинку этой сладенькой фреске придает тот факт, что...святой Екатерины Александрийской никогда не существовало. К ее житию довольно давно было слишком много вопросов, как по описанию мучений, так и по подозрительному сходству ее жизнеописания с убитой христианами (!) александрийской философессы Ипатии. Ну в 1969 году св. Церковь, скрепя сердце, признала сей факт и исключила память Екатерины из общего календаря. Так что мы с вами видим придуманный религиозными фантазерами триумф высосанной из пальца святой

Что не помешало развить тему на своде пресвитерия (Антонио и Паоло Филокамо, 1744)



Мы с вами поглядели все, что мог видеть простой смертный "во время оно", попавший в церковь святой Екатерины. В следующий раз мы с вами нырнем в пучину женского доминиканского благочестия и изучим закоулки монастыря.

Сицилия, Монастыри, Палермо

Previous post Next post
Up