Возвращение в Рим - часть 11. Санта-Кроче-ин-Джерузалемме (окончание)

Dec 25, 2017 07:00

Санта-Кроче-ин-Джерузалемме входит в число т.н. семи паломнических базилик. Термин был придуман св. Филиппом Нери, он был инициатором крестных ходов, в ходе которых паломники последовательно обходили все семь церквей. Санта-Кроче по праву вошла в этот список, так как в ней с IV века, как утверждает традиция, находятся реликвии страстей Христовых. Вплоть до XIX века капелла св. Елены, где находились эти реликвии, принадлежала монастырю, и доступ посторонних (св. Филипп Нери и его пилигримы в их число, похоже, не входили) был ограничен. Публично реликвии демонстрировались только три раза в году.
После секуляризации монастыря и превращения Санта-Кроче в обычную приходскую церковь встал вопрос о новом достойном месте для реликвий. И вот в 1930 году для хранения реликвий архитектором Флорестано ди Фаусто была устроена новая подземная часовня.
Вход находится слева от пресвитерия.


Для часовни был выбран классический стиль, я бы даже сказал, чересчур классический: все очень строго, холодно, и ни одной лишней завитушки (учитывая время постройки, стоит сказать спасибо за то, что без фашистских элементов обошлось). Коридор, который вы видите на фотографии, устроен для проведения паралитургических служб Крестного пути. За на шей спиной (я почему-то не снял) находится гробница местночтимой блаженной Антоньетты Мео (1930-1937) - маленькой девочки, умершей в семь лет, но оставившей трогательные письма, адресованные Христу и Богородице.

В конце коридора следует еще один поворот, и мы оказываемся собственно в капелле



С недавних пор на решетке, ограничивающей капеллу, появился привет с Родины - икона, написанная нашим современником Зиноном:



А вот и собственно реликвии:



Самая известная реликвия, в честь которой собственно церковь и названа, - это частицы Креста Господня; иначе Vera Crux - истинный крест. Вот можно посмотреть поближе: в рукавах реликвария видны деревянные части, это и есть Vera Crux



Говорить о подлинности подобного рода реликвий всегда трудно. Если вы убеждены в истинности рассказа об обретении Еленой Креста в Иерусалиме, то тогда вам будет проще: в высшей степени вероятно, что перед нами части того Креста. По крайней мере, о нахождении частиц Креста в Риме свидетельствуют очень многие письменные источники.

Богослужения в Риме некогда были стациональными, т.е. каждый день поста папа возглавлял литургию в полагающейся по календарю церкви при стечении клира и мирян. С развитием приходской системы практика постепенно сошла на нет, но номинально стациональные великопостные мессы существуют доселе, только не всегда их папа возглавляет (но иногда и возглавляет; в частности, в Пепельную среду 2017 года папа служил в "правильной" стациональной церкви Санта-Сабина; можно поглядеть видео на ю-тьюбе). Я уже писал ранее, что литургию Великого четверга понтифики совершали в кафедральном Латеранском соборе, а вот службу Великой пятницы полагалось служить в Санта-Кроче, так как здесь можно было поклониться истинному древу Креста. Так в богослужение Великой пятницы римского обряда "попал" особый чин поклонения кресту. И по сей день этот обряд повсеместно в римском обряде является частью службы Страстей Господних, хотя сам папа давненько в Санта-Кроче в этот день не служит.

Итак, если даже не верить в легенду обретения Еленой Креста в Иерусалиме, то все равно реликвия Креста, находящаяся в Санта-Кроче, имеет важное значение: именно этой реликвии католики обязаны важной частью богослужения Великой пятницы.

Слева от реликвария с Крестом можно видеть еще одну деревянную вещь - утверждается, что это часть яслей Рождества (впрочем, неподалеку в Санта-Мария-Маджоре тоже есть реликвия с тем же названием)

Теперь верхний ряд:


Справа мы видим два шипа из Тернового венца. История этих шипов четко прослеживается вглубь веков вплоть до константинопольского лантинского императора Балдуина II. Вечно нуждавшийся в деньгах для борьбы с греками, Балдуин II заложил венецианцам имевшийся у него Терновый венец (видимо, реликвия до IV Крестового похода находилась в КПоле). Император не смог расплатиться со Светлейшей, и венецианцы заполучили Венец навсегда. Тут на горизонте нарисовался еще один монарх-крестоносец Людовик Святой и выкупил святыню. Для ее хранения в Париже была построена дворцовая капелла Сен-Шапель.

И тут в дело вмешалась неуемная любовь Людовика к святыням. Он прослышал, что в Риме находится колонна бичевания (в Санта-Прасседе), и пожелал заполучить ещё и её. Тогда и произошел необычайный обмен святынями: Людовику было передано металлическое кольцо от колонны, а в Рим были переданы два шипа из Венца. Я воздержусь от комментариев, с вашего позволения.

В центре мы видим один из гвоздей из Креста. Как вы помните, один из гвоздей находится в Миланском соборе, второй - в тосканском городке Колле-Валь-д'Эльса, из третьего сделана Железная корона, которую можно увидеть в Монце. Гвоздь № 4 мы видим в римской Санта-Кроче. Все остальные миллион гвоздей из Креста - подделки; такова, по крайней мере, официальная версия.

Слева в реликварии находится палец апостола Фомы, тот самый, которым он в воскресшего Христа тыкал. А тут, дорогие читатели, я передам речь уважаемому френду smirennyj_otrok, который посвятил три длинных рассказа истории мощей апостола Фомы: раз, два и три. Чтение очень интересное и даже, невзирая на мертвецкую тему, захватывающее, ну а вывод...Что тут сказать? Если кто дочитает цикл по ссылкам до конца, тот узнает, где находится кость, которая более или менее вероятно происходит из эдесской гробницы, в которой, как считалось, покоились мощи Фомы. Скажу лишь одно: эта кость - не из Санта-Кроче.

Нижний ряд я не сфотографировал по наитию, хотя там находится, как уверяют, титло (дощечка с надписью) с Креста Господня. На дощечке три надписи - еврейская, греческая и латинская (причем все три написаны справа налево) Иисус Назорей, царь Иудейский. Уже одного неправильного направления письма достаточно, чтобы заподозрить неладное; но там еще и в латинском варианте в "Назорей" есть ошибка. Титло было случайно обнаружено в базилике Санта-Кроче во время ремонта 1492 года. Собственно, после этого уже и говорить не о чем)))

Если заставить себя не думать о подлинности представленных реликвий, то посещение капеллы Реликвий приятно и полезно. Представьте себе, какую бы многодневную очередь устроили бы у нас к этим реликвиям))) А здесь все тихо, благопристойно и благочестиво.

Рим, Святыни

Previous post Next post
Up