Фолиньо - часть 1. Собор Сан-Феличано

Aug 29, 2017 12:00

Фолиньо на первый взгляд кажется второстепенным в списке городов Умбрии: его сильно бомбили во вторую Мировую (важный ж/д узел, как-никак), а потому сплошной средневековой застройки здесь не сохранилось. Но посреди нового города сохранились несколько интересных церквей, замечательный собор и великолепный музей в палаццо Тринчи с сохранившимися готическими фресками на светские темы. К тому же именно из Фолиньо удобнее всего добираться в Монтефалько с церковью Сан-Франческо, где отметились множество первоклассных живописцев. Так что я бы настоятельно рекомендовал в Фолиньо заехать.

Как я уже сказал, Фолиньо - важный железнодорожный узел: через него проходит магистральная линия из Рима к Адриатическому побережью, от которой здесь ответвляется второстепенная с точки зрения железнодорожников, но очень полезная для нас линия на Ассизи и Перуджу, далее на станции Торонтола "впадающая" в еще одну магистраль Рим - Флоренция. В принципе именно Фолиньо мог бы служить базой для путешествий по Умбрии (Перуджа, Ассизи, Сполето, Спелло, Треви - все это в пределах получаса отсюда), если бы не два "но": во-первых, здесь мало отелей, и они дорогие; во-вторых, все достопримечательности города смотрятся за полдня. Ну а пока жители Фолиньо не решаются превратить свой город в туристический центр, праздных путешественников здесь мало, и никто не мешает любоваться собором и палаццо Тринчи.

Фолиньо имеет древнеримские корни, но побочные: античные города Фульджиния и Форум Фламинии, два ядра, к которым Фолиньо возводит свою историю, находились в стороне от современного города. На своем нынешнем месте Фолиньо известен с XI века. В течение XII - XIII столетий Фолиньо был городом, верным императорам , то есть принадлежал к гибеллинской партии. В результате поражения от гвельфской Перуджи в 1305 году Фолиньо был навязан гвельфский правитель Ринальдо Тринчи, и с этого момента город переходит в сан гвельфов.

С Ринальдо Тринчи (1305-1321) начинается более чем вековой период правления семьи Тринчи. Под разными титулами (народный капитан, гонфалолньер справедливости и в конце концов папский легат) члены семьи Тринчи правили Фолиньо вплоть до 1439 года, когда их изгнал из города папа Евгений IV. Тринчи были несомненными тиранами, но тиранами, любившими искусство: вы в этом убедитесь, когда мы посетим их дворец.

Но начнем мы с собора святого Фелициана - покровителя Фолиньо. Первоначальный собор возвели после 1078 года, от него осталась только крипта. Нынешнее здание начал строить в 1133 году епископ Марк, тогда это была трехнефная базилика, ориентированная примерно по оси северо-запад - юго-восток; главный (юго-восточный) фасад относится к этому этапу работ.

Очень скоро выяснилось, что скромные размеры собора не соответствуют потребностям растущего города. В 1201 году епископ Ансельмо дельи Атто начал возводить левую ветвь трансепта, тогда и появился второй (юго-западный) фасад. Изначально левый трансепт был также трехнефным.

Дальнейшие перестройки, обусловленные как борьбой с нестабильностью конструкций, так и переменчивой модой, существенно исказили первоначальный облик собора. В 1457-1462 году была сооружена новая апсида, при этом уровень пола в пресвитерии был понижен до уровня пола в нефах. В 1512 году к собору архитектор Кода да Капрарола пристроил правую ветвь трансепта, но одновременно убрал все боковые нефы; с того времени собор стал однонефной базиликой с симметричным трансептом. В 1543-1548 годах средокрестие увенчали куполом. В 1703 году здание существенно пострадало от землетрясения; в 1772-1819 годах Джузеппе Пьермарини осуществил сомнительную неоклассическую реконструкцию собора. В 1903-1904 годах Винченцо Бенвенути возвратил первоначальный облик двум фасадам здания.

Сразу же огорчу: в собор я не попал. И в находящийся рядом епархиальный музей тоже не попал. То ли Фолиньо до такой степени атеистичный, что люди в будни работают, а не молятся, то ли туристов здесь не привечают в принципе, но к моменту моего приезда (около 9-00 утра) собор был закрыт (уже? еще?) и так и не открылся до полудня. Никакого расписания богослужений на дверях не вывешено. Аналогично дело обстояло с музеем. Аналогично дело обстояло со всеми церквами, рекомендованными к посещению автором бессмертного сайта. впрочем, судя по фотографиям в Вики интерьер там настолько неоклассический, что, наверно, я бы разочаровался)))

Другое дело - романские фасады (ну или почти романские - их же в 1903-1904 годах восстанавливали после неоклассической реконструкции 1772-1819 годов). Прежде всего, имейте в виду: фасадов у Сан-Феличано два, и они разные (с похожей ситуацией мы сталкивались в Кремоне - раз, два, три. Начнем с главного - юго-восточного.



Этот фасад - скорее неороманский, в частности роза и портал сооружены заново в 1903-1904 годах, хоть и с пользованием оригинальных материалов.













Мозаика в тимпане у меня не получилась, ее можно поглядеть здесь. Как понимаете, это тоже 1903-1904 годы. Христу здесь предстоят покровители Фолиньо - святые Фелициан и Мессалина (да-да-да, и такая святая есть у нас в пантеоне), а у ног склонился коленопреклоненный папа-философ Лев XIII (1878-1903).



Лоджия, насколько я понял, подлинная XII века. Надпись под ней увековечивает строителя фасада - епископа Марка, папу Каллиста II, посвятившего Марка в епископы, а такжде двух мирян - magnus Lothomus (видимо, важный ктитор) и comarhus Acto (глава городского самоуправления).



Эта статуя - тоже готическая только по виду, она поставлена в 1926 году в память о жителях Фолиньо, не вернувшихся с Первой Мировой.

Второй фасад - вообще-то боковой и второстепенный. Но поскольку он выходил на главную городскую площадь и, что не менее важно, на дворец местных правителей - Тринчи.



Главная роза (восстановлена в 1904 году):



Левая роза:



Правая роза:



А вот лоджия - подлинный XIII век, причем колонны взяты из предыдущих зданий. Одна из колонн в дальнем ряду - это вообще кусок античной статуи с остатками ноги (увидеть снизу невозможно, приходится верить на слово автору сайта).






Под карнизом поместился целый зоопарк или бестиарий (движемся слева направо):















Если вы подниметесь на несколько снимков выше, то увидите, что на фасаде было изначально три входа по числу нефов. В XV веке боковые нефы уничтожили, боковые двери стали не нужны, и их замуровали. Посему все наше внимание сосредоточим на единственном выжившем портале (1201 год):






Интересное сочетание - по архивольту идут знаки зодиака, а по внутренней поверхности арки - символы евангелистов. Впрочем, не надо забывать, что это сейчас астрология скатилась до уровня жалкой оккультятины,а для средневекового мира знаки зодиака - это по бОльшей части лишь символ текущего по кругу времени.

Евангелисты крупнее:






А вот между парами евангелистов, как раз по центру арки, нас поджидает сюрприз - рельефы двух дам:


Догадались?
Правая скорбная женщина со змеёй - это Ева. Тогда легко угадывается левая - антитеза Евы Мария. К сожалению, внутрь собора я не попал, а то бы мы увидали две фигуры с внутренней стороны портала - императорскую и епископскую. По одной версии, это Фридрих Барбаросса и папа Александр III, которые после долгого конфикта примирились на конгрессе в
Венеции в 1177 году. Как мы помним, Фолиньо - изначально (до прихода Тринчи) гибеллинский город, стоявший горой за императоров, и горожане спустя годы (портал у нас 1201 годы) с радостью вспоминали примирение их кумира с Матерью-Церковью. По другой версии, изображения относятся к моменту устройства портала, и тогда их трактуют как Оттона Брауншвейгского, папского ставленника и будущего императора Оттона IV, и епископа Ансельмо дельи Атти. В этом случае опять-таки воспевается в камне кратковременный мир между империей и Церковью.

Не могу пройти мимо львов, стерегущих портал:






Со всех прочих сторон собор плотно обстроен соседними зданиями, так что ни апсиды, ни правого трансепта простому смертному не увидать. Вот удалось один кусочек выхватить с правой стороны собора:



А дальше наш маршрут пойдет к палаццо Тринчи. Правители города были настолько любимы народом и настолько этому народу доверяли, что даже на мессы ходили прямо из дворца, не выходя на улицу.


Видите арочку справа? Коридор над ней ведет из дворца в собор, мы в этом коридоре скоро окажемся. А сам палаццо Тринчи - это неоклассическое здание в центре кадра. Кто бы мог подумать, глядя на это ничем не примечательное здание, что внутри находятся позднеготические фрески)))

Умбрия, Фолиньо

Previous post Next post
Up