Ассизи - часть 11. Нижняя церковь (начало). Капелла Сан-Мартино

Jul 22, 2017 08:00

Росписи Нижнего храма базилики Сан-Франческо сохранились гораздо лучше, чем Верхнего, так что приготовьтесь к длинным очеркам. Начнем мы с боковых капелл, а потом потихоньку подберемся к знаменитым фрескам в трансепте и средокрестии.

Из-за особенностей рельефа местности (он непрост: мы же помним, что базилику построили на Райском холме) вход в Нижний храм осуществляется не по главной оси, а сбоку, через бывший нартекс. Прямо по курсу будет капелла св. Екатерины, в которой по будням служатся мессы для паломников, а налево уйдет неф. Некогда план церкви был прост: один неф плюс трансепт. Высокий статус базилики и неистребимое желание богатых товарищей попасть в рай "с черного хода" привели к тому, что неф и трансепт "обросли" пристроенными капеллами, в которых пожелали упокоиться упомянутые товарищи. Пристройка капелл не только нарушила простую структуру церкви над могилой ассизского бедняка, но и нанесла урон самому первому циклу фресок храма, посвященных страстям Христовым и жизни святого Франциска. Эти фрески, расположенные по правой и левой стене нефа соответственно были написаны в 1260-1265 годах безымянным мастером, которого по этой его работе называют Мастером Сан-Франческо. Там, где в стенах нефа пробивался проход в капеллы, фрески были уничтожены; ну а те, что остались в простенках, не пощадило время. Прочесть сюжет еще можно, а вот качественно запечатлеть и выложить в сеть у тружеников WGA не получилось, так что и я вам их не покажу.

А вот первую же капеллу слева мы зайдем обязательно. Эта капелла посвящена святому Мартину Турскому (тому самому, что поделился плащом с нищим) и изначально была построена в 1312 году для погребения кардинала Джентиле Партино да Монтефьоре - на тот момент ещё живого заказчика. Кардинал умер в том же 1312 году, но по неясным причинам был похоронен "через дорогу", в нынешней капелле святого Людовика Тулузского. Я сомневаюсь, что кто-то сейчас вспомнил бы о кардинале Джентиле, если бы "его" капеллу не расписал в 1316-1617 годах фресками Симоне Мартини. Мы с работами этого художника уже сталкивались в Сиене и Орвието; побывавшие в неаполитанском Каподимонте несомненно вспомнят "Коронование короля Роберта святым Людовиком Тулузским". Фрески капеллы Сан-Мартино в Ассизи - это, во-первых, самый ранний на Апеннинах живописный цикл о святом Мартине Турском, а во-вторых, одна из вершин творчества художника. Обратим внимание на год написания фресок, и тогда станет понятно, почему капелла Сан-Мартино вызывает восхищение. Какое буйство красок, какие живые лица, какие непосредственные позы, какие естественные движения, и все это написано еще до Черной смерти, за сто лет, как минимум, до официального начала Ренессанса.



Мартин, тогда юный аристократ, встречает на пути озябшего  нищего и отрезает для него половину своего богатого плаща.



На следующую ночь Мартин во сн видит Христа, облаченного в тот самый плащ, которым он поделился с нищим.



Маленький, но очень милый анахронизм: император Юлиан (тот самый Отступник; дело происходит в IV веке) посвящает Мартина в рыцари. Анахронична не только сама церемония, но и окружение: Мартини перенес в IV век реалии свего времени. Мужички с дудками и балалайкой - это песня)))



Но Мартину уже неинтересна военная карьера, и бесполезно благоволение императора. Мартин объявляет об уходе с военной службы, так как он желает служить непобедимому Царю царей. Юлиан изумлен, а вот лошадь негодует



Следующий (через одного, если быть точнее) император Валентиниан I уже склоняется перед Мартином.



Плоховато сохранилась фреска. а меж тем сюжет прекрасный: Мартин воскрешает умершего ребенка



Во время литургии Мартин видит ангелов, принесших ему все тот же знаменитый плащ



Но и самые лучшеи люди смертны, ничего тут не поделать. Святому Амвросию во сне указано на предстоящую кончину Мартина






Кончина и погребение Мартина. На погребальной службе председательствует святой Амвросий.

Вслед за циклом о святом Мартине Симоне Мартини написал еще четыре пары святых на входной стене (1317).



Антоний Падуанский и Франциск. Для тех, кто далек от кхе-кхе духовности, легкое мнемоническое правило: Антоний проповедовал рыбам, Франциск - птицам.



Святые Клара Ассизская и Елизавета Венгерская. Считалось, что Елизавета вступила в Третий орден францисканцев (т.е мирянскую ветвь ордена; эта версия не подтверждается документами), поэтому, видимо, ее и написали в главной орденской базилике.



Святые тезки, дядя и племянник - Людовик IX Французский и Людовик, епископ Тулузский (францисканец). Фреска выполнена в год канонизации последнего. Вообще, в Сан-Франческо сохранилось очень много свидетельств покровительства со стороны Анжу-Сицилийского дома: как венгерской, так и неаполитанской ветвей.



Мария Магдалина и Екатерина Александрийская. Никакой связи с францисканским движением они, понятное дело, не имели; скорее всего, написаны здесь, потому что им посвящены капеллы в Нижней церкви.

Как я уже говорил ранее, кардинал Джентиле Партино да Монтефьоре, основатель капеллы, почему-то не был здесь похоронен. Зато в капелле есть его прижизненный портрет: вот он в смиренной францисканской одежде, отложив в сторону кардинальскую шапку, преклонил колена перед святым Мартином Турским.



Утверждается, что еще раз кардинал Джентиле изображен на витраже в капелле. Витражи как Нижней, так и Верхней церквей - это отдельный большой разговор, но я лишен возможности его поддержать, так как мой фотоаппарат напрочь отказывается фотографировать против света. Так что придется вам еще потерпеть местные фрески, а их ещё очень много впереди.

Умбрия, Ассизи, Симоне Мартини

Previous post Next post
Up