Сегодня пробежимся по центру Пармы и посмотрим на некоторые здания, о которых я пока что не могу написать больших рассказов (ибо недостаточно информации).
Вы, конечно, ели пармезан и пармскую ветчину читали "Пармскую обитель" Стендаля. Перед поездкой в Эмилию-Романью я освежил в памяти это роман и теперь могу ответственно заявить: Парма в "Пармской обители" очень далека от реальной. Нет, с географической и топографической точек зрения Стендаль всё описал правильно: многочисленные городки Пармского герцогства, Папской области и австрийских владений, между которыми перемещается главный герой, существуют. В самой Парме по ходу действия упоминаются монастырь Сан-Паоло, собор, базилика Стекката (мы ее сегодня поглядим), Театр - всё это тоже на месте. А вот исторический фон вымышлен полностью: во время действия романа (после Ватерлоо) в Парме правила жена стендалевского кумира Мария-Луиза, и у писателя, видимо, не повернулась рука превратить императрицу в злого гения главных героев. Вместо нее в роман введены два герцога-тезки - отец и сын Ранунцио Эрнесто, их премьер Моска, их министр полиции и т.п, в реальности никогда не существовавшие. Не существовала и жуткая Башни Фарнезе, в которую был заключен Фабрицио. В сущности Стендаль придумал маленькое итальянское государство и назвал его Пармой.
Вы разочарованы? Что же делать: на меня, признаться, и местный пармезан не произвел впечатления)))
Помимо кафедрального собора в Парме есть еще один важный храм - базилика Санта-Мария-делла-Стекката. Изначально на этом месте до 1392 года существовала часовня, в которой почитался образ Иоанна Крестителя. К концу XIV века народное почитание перекинулось с Иоанна Крестителя на образ Богородицы, написанный на фасаде капеллы. Поток богомольцев к этому образу был так велик, что пришлось от них фреску отделить заборчиком, откуда и произошло название "Стекката", т.е. буквально "огражденная". В 1521-1539 годах на месте часвни была воздвигнута большая церковь, представляющая собой в плане греческий крест (Возрождение любило такие формы; мы с вами уже видели схожие церкви Санта-Мария-дель-Карчере в Прато (
http://sibeaster.livejournal.com/188972.html) и Мадонна-ди-Сан-Бьяджо в Монтепульчано(
http://sibeaster.livejournal.com/184680.html)). Строили базилику местные архитекторы Бернардино и Джован Франческо Дзакканьи (Zaccagni), а вот купол спроектировал Антонио Сангалло Младший. Подобное грандиозное сооружение требует большого пространства вокруг (как в Прато и Монтепульчано), а в Парме место пожалели, и в результате базилику Стекката приходится смотреть под неудобными ракурсами, и, признаться, меня ее формы не впечатлили.
Как на зло (хоть и нехорошо так говорить), пришло время вечерней праздничной мессы, и базилика была битком забита молящимися, так что смотреть интерьер пришлось от входа. Слева и справа от входа находятся две примечательных скульптурных группы - Пьета (автор - Томмазо Бандини), посвященная памяти Марии-Луизы Австрийской, и надгробие Адама Нейпперга, ее второго супруга. Первая группа помещена в базилике в 1851 году (автор умер в 1849 году, работа не закончена), а надгробие Нейпперга перенесено сюда в 1905 году из закрытой церкви Сан-Лудовико (монастырский храм, кстати, монастыря Сан-Паоло). Символически супруги таким образом воссоединились, хотя на самом деле прах Нейпперга так и остался в Сан-Лудовико, а Мария-Луиза лежит со своими славными предками в Капуцинском склепе в Вене.
Главным же украшением базилики является большая фреска Пармиджанино в пресвитерии, изображающая мудрых и неразумных дев из Мф. 25. Добраться до пресвитерия во время мессы было нереально, так что изучал я фреску по фотографиям в Интернете (так тоже бывает иногда)
В 1823 году в крипту Стеккаты по повелению Марии-Луизы были перенесены останки пармских герцогов - Фарнезе и Бурбонов. На месте мне понять этого не удалось, только дома узнал, что вход в крипту возможен:
http://www.museocostantinianodellasteccata.it/home.php. Впрочем, судя по фотографиям с музейного сайта надгробия там простенькие, так что я не очень-то опечалился, не побывав там.
Буквально напротив базилики стоит Театр Реджо (1821-1829,
http://www.teatroregioparma.org), еще одно сооружение, которым Парма обязана Марии-Луизе Австрийской.
Театр этот вполне живой, на сайте можно ознакомиться с репертуаром. Читатели "Пармской обители" помнят, что Фабрицио, уже к тому времени епископ, проповедовал в Стеккате во время представления в Театре, и все аристократы, узнав о яркой проповеди прелата, перешли из театра в базилику. И лишь Клелия, ради которой собственно и было задумана эта проповедь, осталась сидеть в своей театральной ложе одна-одинешенька.
Главной площадью Пармы является ни пьяцца Дуомо (по вечерам она безлюдна), ни пьяцца Паче перед палаццо Пилотта (там по вечерам только афроитальняцы тусуются), а пьяцца Гарибальди перед дворцом правительства.
На второй фотографии , аккурат за елкой, можно увидать букву i -это пармский турофис. Как водится, для того, чтобы получить в офисе карту, туристу нужно пройти от станции через весь центр, миновать основные городские достопримечательности; фактически, если вы добрались до турофиса, то карта вам уже и не нужна)))
Доселе мы с вами находились в историческом центре Пармы. Но при герцогах столица маленького государства не уместилась в прежних стенах и выплеснулась на другой берег реки (как и в Москве, река и город - тезки).
Да, это вам не По. И даже не Адидже)))
На другом берегу, в Запарморечье (термин мой) можно поглядеть еще несколько церквей, традиционно отмеченных в путеводителях. То ли я к этому моменту утомился, то ли баптистерий и собор полностью затмили весь остальной город, то ли стремительно приближавшийся вечер (к 17-00 в январе начинает темнеть), но заречные церкви на мея впечталения не произвели.
Вот, например, как выглядит Сантиссима-Аннунциата, основанная в 1566 году.
Церковь представляет собой в плане эллипс с десятью апсидами. Внутри шел концерт: сюда добралась праздничная процессия с "волхвами", которую я видел утром на пьяцца Дуомо (
http://sibeaster.livejournal.com/204765.html); кони мирно паслись на газоне за церковью. Как понимаете, внутрь я не попал, но не спешите расстраиваться: у нас в ЖЖ есть еще один энтузиаст Пармы, которая все прекрасно запечатлела -
http://stilarhitekturi.livejournal.com/725500.html В заречной Памре находится большой парк - Парко Дукале с еще одним герцогским дворцом - Палаццо Джардино. До парка я добрался уже затемно, но самоотверженно погулял по аллеям (они освещены, и допоздна там бегают спортсмены). Сам дворец занят карабинерами, и с улицы к нему даже не подойти близко. А вот со стороны парка подойти можно (фото не мое, взял из Вики):
Как видите, с дворцами пармских герцогов в Парме дело обстоит плохо: палаццо Оттавио, основная городская резиденция, погибло в последнюю войну, паллацо Джардино занято военными и, скорее всего, доступно для опсещения только очень избранным. Но я не отчаивался: по плану на послезавтра (8 января) у меня была намечена вылазка в Колорно - загородную герцогскую резиденцию. Что вышло из этой затеи, расскажу в следующий раз.