Парма - часть 13. Наши в Этрурии. Жена Наполеона в Парме. Третье пришествие Бурбонов

Jun 08, 2016 21:11

В прошлый раз мы с вами были свидетелями захвата Пармы французами. На этом история пармских Бурбонов могла бы завершиться, но династия проявила поразительную живучесть, и сегодня мы проследим их дальнейшую судьбу.

Сын и наследник лишившегося власти герцога Фердинанда Лодовико (1773-1803) не был свидетелем падения отцовской власти: он жил при испанском дворе. Королевская чета Испании - Карл IV и Мария-Луиза Пармская - совершенно незаслуженно занимают место в историческом пантеоне славы: как правители, они были ничтожествами, их сердечный друг Годой был позором для страны, но зато им повезло с придворным живописцем - Гойей. Портрет испанской королевской семьи - это шедевр Гойи: предельно реалистический портрет вырождающейся монархии за ее, монархии, счет:


Антигерои испанской истории - Карл IV, Мария-Луиза Пармская и их старший сын Фердинанд VII (слева в голубом мундире) легко узнаются. А вот маленькая семейная группа (молодые отец и мать с ребенком на руках), стоящие справа, - это два следующих поколения наших пармских Бурбонов: Лодовико, его жена (и двоюродная сестра одновременно) Мария-Луиза Испанская (1782-1824) и их первенец Карло Лодовико (1799-1883). В то время Испания была единственной союзницей революционной Франции среди европейских монархий, а потому Бонапарт периодически заигрывал с испанскими Бурбонами. Одним из актов этого  заигрывания стало создание на базе завоеванной Тосканы королевства Этрурии, а корону этой новой страны предложили юной пармской чете. Так лишившийся надежды унаследовать Парму Лодовико вдруг во мгновение ока стал королем Этрурии (1801). Юная чета сначала поехала в Париж на встречу с первым консулом и лишь затем проследовала в свое новое государство. Через несколько месяцев Лодовико и Мария-Луиза отправились на очередную семейную свадьбу в Испанию, откуда король вернулся больным и вскоре умер.

Унаследовал трон Этрурии его сын Карло Лодовико (1799-1883) при регентстве матери. Собственно история двух поколений пармских Бурбонов - это на самом деле Марии-Луизы Испанской. В Этрурии она искренне старалась наладить жизнь маленького государства, но вскоре эта новосозданная страна перестала быть необходимой для наполеоновских планов. 23 ноября 1807 года французский посол сообщил изумленной королеве, что по договору между ее отцом Карлом IV и императором Наполеоном Этрурия упраздняется, и королеве с сыном надлежит вернуться в Испанию. Первоначально наполеоновские планы предполагали раздел только что захваченной Португалии на два государства, одно из которых должно было стать новым королевством для Марии-Луизы. Но Наполеон был креативным человеком: вскоре он решил обойтись в Потругалии без Марии-Луизы, а в следующем 1808 году в ходе ловкой операции выманил из Испании королевскую семью, к тому времени безнадежно разругавшуюся, и посадил на освободившийся трон старшего брата Жозефа. Т.о., наша героиня последовательно была удалена из Тосканы, а затем и из Испании.

Мария-Луиза оказалась единственным мужчиной как среди пармских, так и испанских Бурбонов - она одна протестовала против наполеоновского насилия и даже пыталась бежать в Англию. Бывшую королеву арестовали и держали четыре года в заключении в римском монастыре Санти-Доменико-э-Систо: лишь раз в месяц ей позволяли короткое свидание с родителями (Карл IV с женой тоже жили в Риме) и сыном. Лишь после падения Наполеона Мария-Луиза обрела свободу.

На свободе ее ожидал неприятный сюрприз. Известно, Венский конгресс в своих решениях руководствовался принципом: каждый государь должен получить или обратно свою страну, или достойную компенсацию. Мария-Луиза Испанская и ее сын были немногими неудачниками, ставшими исключением из правила, так как их историческое наследие - герцогство Парма - оказалось уже занятым.

В хорошем приключенческом романе часто появляются двойники, из-за которых действие запутывается. Мой рассказ - это не роман, но стремительно к нему приближается: сейчас на сцене появится вторая Мария-Луиза, но только не Испанская, а Австрийская (1791-1847) - вторая жена Наполеона. Автор в юности, как все, наверно, прошел этап восхищения французским императором и с тех пор недолюбливает его вторую жену.


Портрет Марии-Луизы, герцогини Пармской (автор - Боргези, Палаццо Пилотта)

По воле папеньки она покорной овцой легла в постель к Наполеону, пролежала там бесчувственным бревном, пока это было нужно для папеньки, а затем по воле того же папеньки мужа бросила. После отречения Наполеона Мария-Луиза (Австрийская! Про Испанскую пока позабыли) покинула Францию и вернулась в Вену, а уже оттуда последовала в герцогство Парма, уготованное ей за верную службу императору Австрии в постели теперь уже бывшего императора Франции. Да-да, Мария-Луиза Австрийская заполучила по решению Венского конгресса земли, на которые по справедливости претендовала от имени сына Мария-Луиза Испанская. Тщетно вторично обездоленная испанская принцесса протестовала, тщетно ее брат Фердинанд VII Испанский угрожал не подписать решения конгресса - вес Испании в европейской политике того времени был ничтожен, а вот Австрия была одной из держав-победительниц. Испанской дипломатии удалось добиться лишь одного: Парма передавалась бывшей французской императрице в пожизненное, а не наследственное владение (в противном случае наследником Пармы стал бы "орленок" Наполеон II); после же ее кончины герцогство должно было вернуться пармским Бурбонам. В ожидании этого часа для Марии-Луизы создавалось искусственное крохотное герцогство Лукка, которым она самодержавно правила бы с титулом королевы. В сложившейся ситуации для пармских Бурбонов это было лучшим из возможных решений, но гордая Мария-Луиза Испанская вплоть до 1817 года отказывалась переехать из Рима в Лукку, требуя отдать ей вожделенную Парму. Все же пришлось смириться (А я бы согласился сразу! Лукка - приятнейший город, гораздо красивее Пармы), и принять предложенное. Мария-Луиза правила Луккой до кончины в 1824 году, после чего на трон маленького герцогства вошел ее сын - Карло (1799-1883), бывший король Этрурии Карло Лодовико.


Портрет королевы Марии-Луизы, герцогини Лукки, с детьми (автор - Jose Aparicio, находится в Прадо)

Оставим пока этого юного пармского Бурбонов в Лукке и бросим взор на правление Марии-Луизы Австрийской в Парме (1814-1847). Я уже немного побрызгал слюной в сторону этой дамы, еще пара залпов - и закончу. Едва расставшись с Наполеоном, Мария-Луиза обзавелась адъютантом Нейппергом, от которого родила троих детей, причем первые двое появились на свет еще при жизни законного супруга. Овдовев, Мария-Луиза вышла замуж за своего адъютанта; потом в ее жизни был еще и третий муж. Тем не менее, Марию-Луизу в Парме любили и, похоже, продолжают любить: Мортон рассказывает, что еще в его времена (1950е годы) городской муниципалитет ежедневно отправлял букетик пармских фиалок на гробницу императрицы в Венской крипте капуцинов. До Французской империи и Наполеона Мария-Луиза явно недотягивала умом и темпераментом, а вот Парма и Нейпперг были ей соразмерны. Открытие общедоступной картинной галереи в Палаццо Пилотта, постройка Театро Реджо, реконструкция резиденции в Колорно - это и многое другое случилось в маленьком герцогстве именно в годы правления Марии-Луизы. Даже во время революционного кризиса 1831 года, когда соседние государи изрядно поубивали и попересажали мятежных подданных, Марии-Луизе удалось восстановить статус-кво путем объявлением амнистии. Повторюсь, Мария-Луиза, императрица Франции и жена Наполеона, и Мария-Луиза, герцогиня Пармы и жена Нейпперга, - это будто два разных человека; все-таки каждый человек должен занимать свою жердочку)))

А что там в Лукке? После смерти Марии-Луизы Испанской и в ожидании смерти Марии-Луизы Австрийской там правил герцог Карло Лодовико из наших, пармских, Бурбонов. Слово "правил" надо понимать образно: первые 10 лет молодой герцог проводил либо в путешествиях, либо в собственных замках в Саксонии, редко заглядывая в свое государство. С 1833 года, нарастающие финансовые затруднения заставили герцога больше времени проводить в Лукке, он даже начал там некоторые реформы, но уже к 1840 году экономическое положение крохотного герцогства стало угрожающим. В 1844 году он по тайному договору обещал уступить часть своего будущего государства (нашей Пармы, Карл!) соседним правителям - герцогам Модены и Тосканы. Наконец в сентябре 1847 года в Лукке случилось восстание, Карло бежал в Модену и там 4 октября опубликовал отречение в пользу великого герцога Тосканского, которому Лукка в любом случае должна была бы перейти после давно уже ожидаемой кончины пармской герцогини Марии-Луизы.

Вы следите за датами? 4 октября 1847 года Карло отказался от короны Лукки, это было уже второе отречение в его жизни (первое, напомню, случилось в 1807 году, когда Наполеон упразднил поднадоевшую ему Этрурию). 17 декабря того же 1847 года умерла Мария-Луиза Австрийская, и наконец-то пришло время для возвращения Карло и пармских Бурбонов на историческую родину - в Парму. Карло въехал в свое, уже третье по счету государство, 31 декабря 1847 года. Вскоре стали известны условия его доселе тайного договора с соседними правителями, по которым Парма лишалась значительной части своей территории; понятно, что популярности новому герцогу это разбазаривание наследия отцов не прибавило. В 1848 году по всей Италии разразилась революция, и пармский герцог Карло II (так он здесь именовался) бежал за границу, где и отрекся в пользу сына 24 марта 1849 года. Нечасто в истории можно встретить монарха, последовательно носившего три короны и от всех трех отрекшегося. А в нашей истории такой имеется)))


Карл II Пармский определенно наш герой. В этом очерке приведены аж три его портрета. Этот последний - это уже фотография герцога "на пенсии"

После отречения Карло II Пармский (он же гоша, он же жора, он же Карло Луккский, он же король Этрурии Карло Лодовико) прожил долгую жизнь, пережил смерть жены, с которой давно уже не жил вместе, гибель сына, приветствовал свержение внука и объединение Италии. Умер он аж в 1883 году в Ницце.

Сына Карло II звали Карло III (1823-1854, герцог с 1849 года). Он вернулся в Парму на австрийских штыках и, разумеется, не мог быть популярным. 26 марта 1854 года он был смертельно ранен во время вечерней прогулки по городу и умер на следующий день. Оказывается, я даже был на месте цареубийства - это церковь Санта-Лючия на пешеходной виа Кавур в самом центре. Никакой мемориальной доски на этом месте нет - в Парме последние пармские Бурбоны любовью не пользуются (в отличие от императрицы Марии-Луизы).


Гравюра с чертами шаржа.

Мы уже подходим к концу истории, так что крепитесь. Трон унаследовал Роберто (1848 - 1907) - старший сын Карло III и Луизы Бурбонской (она была сестрой легитимистского претендента "Генриха V" - графа Шамбора). Невозможно угадать, какой правитель получился бы из смешного мальчика, которого мы видим на парадных портретах, а проявить себя на деле он не успел: через пять лет, в 1859 году, началось Рисорджименто, и пармские Бурбоны покинули Парму навсегда.


Парадный портрет маленького герцога Роберто и его матери - регентши Луизы Бурбонской (автор Карлини). Автор польстил герцогине: на фотографиях видно, какая она была толстая; по слухам супруг пренебрегал ею именно из-за ее тучности

Подведем итог. Основатель династии Филипп занял пармский трон в 1748 году, последний ее представитель покинул Парму в 1859 году. За 111 лет сменилось 6 поколений правителей, из которых только один правил весь положенный срок и умер в собственном дворце, трое власть потеряли из-за революционных потрясений, один был убит, а еще один был номинальным корольком на коротком поводке Наполеона. Казалось бы, династия потерпела полнейшее фиаско. Но, едва стОило им навсегда расстаться с давшим им имя городом, как сразу же дела семьи пошли в гору.

Об этом в следующий раз.

Парма, Эмилия-Романья, Династии

Previous post Next post
Up