В прошлом очерке мы с вами пробежались по истории герцогства Парма и Пьяченца в 1545 -1731 годах, когда здесь правила династия Фарнезе - потомки папы Павла III. В тот день, когда последний из Фарнезе испустил последний вздох, в далекой Испании уже был готов действовать его наследник, с которого для Пармы начинается царствование династии Бурбонов.
Как я уже рассказывал в прошлый раз, династия Фарнезе закончилась тремя братьями - Одоардо (умер раньше отца), Франческо (правил в 1694 - 1727 годах) и Антонио (правил в 1727 - 1731 годах). Из них только старший оставил по себе потомство - увы (с точки зрения наследственных прав), это была всего лишь дочь Елизавета (1692-1766). Увы, потому что женщины наследовать трон Пармы не могли. Тем не менее, будущий муж Елизаветы мог бы вмешаться в династический кризис, а посему руки Елизаветы искали соседние итальянские государи. И вдруг череда случайностей вознесла Елизавету ее из крохотного итальянского герцогства на ослепительную высоту.
Как все мы помним, начало XVIII века было ознаменовано колоссальной общеевропейской войной за Испанское наследство (1700-1714). В результате этой войны на испанском троне утвердился французский претендент - Филипп V (1683-1746, король с 1700 года). За испанский трон Филипп заплатил огромную цену: был вынужден отказаться от всех испанских владений в Европе (за исключением самой Испании, разумеется)
Филипп V, как и его дед Людовик XIV, имел две всепоглощающие страсти: религию и женщин. Пока была жива молодая супруга Филиппа, королю удавалось в равной мере совмещать обе страсти, но, овдовев, он, по свидетельству современников, буквально сходил с ума, вынужденный, вопреки религиозным принципам, общаться с любовницами. При дворе Филиппа V в это время выдвинулся пармский уроженец - Джулио Альберони (1664 - 1752), и он предложил сексуально озабоченному королю в жены Елизавету Фарнезе. Елизавете отводилась роль покорной супруги (как спустя 20 лет эту роль сформулировала Мария Лещинская: "лежать, да рожать, да быть беременной"), никто не мог и предположить, что захудалая (по меркам Испании) принцесса захочет влиять на политику. В конце 1714 года Елизавета прибыла в Испанию, где тотчас же сразила наповал своего мужа: все неугодные ей министры были изгнаны, а сама Елизавета вплоть до кончины мужа (1746) фактически управляла страной, не прекращая при этом "лежать да рожать"
Обычная женщина удовлетворилась бы таким взлетом судьбы, но Елизавете было мало испанской короны. У ее мужа было двое сыновей от первого брака, и королева понимала, что ее собственным детям в Испании ничего не светит. А посему с момента рождения первого же сына (1716) Елизавета начала долгую и изнурительную борьбу, бОльшей частью дипломатическую, но иногда и военную, за создание в Италии независимого королевства для своих потомков. Первый тур этой борьбы, когда испанские войска попытались отвоевать Неаполь и Сицилию в 1718-1720 годах, закончился неудачей: против Испании объединились все великие державы (т.н. Четвертной союз - Франция, Империя, Великобритания и Нидерланды), Южную Италию пришлось отдать императору, а преданного министра Альберони - прогнать. Далее Елизавета действовала тоньше. В обмен на различные дипломатические уступки Елизавета выторговала у всех европейских держав согласие на передачу Пармы по наследству её первенцу - Карлосу (1716-1788). Кроме того, Карлоса признали наследником стремительно деградировавшего алкоголика и мужеложца Джан Гастоне, великого герцога Тосканы и последнего из Медичи. Т.о., Карлос должен был с течением времени унаследовать Парму и Тоскану - компактное государство, хоть и не Испания, но все же неплохо.
Достаточно известный семейный портрет работы Jean Ranc (у меня плохо с французским, я боюсь это имя руссифицировать). Филипп V и Елизавета Фарнезе сидят; первенец Филиппа - Луис - стоит посередине; второй сын Филиппа от первого брака - Фердинанд - крайне левый. Нам же, скромным пармским историкам, интересны двое мальчишек: крайне правый на портрете - это Карлос (1716-1788); слева от матери, одетый в девичье платье, - это Филипп (1720-1765). Оба этих паренька с течением времени станут пармскими герцогами.
20 января 1731 года умер дядя Елизаветы - Антонио, последний пармский герцог из рода Фарнезе. Без некоторых шероховатостей не обошлось, но в общем 15-летний Карлос (1716-1788) был признан всеми европейскими государствами в качестве нового герцога Пармы и Пьяченцы. В Парму он прибыл лишь в октябре 1732 года, по пути задержавшись при тосканском дворе, где его принимал Джан Гастоне Медичи. Казалось бы, великая драма, целью которой было заполучение сыном Елизаветы Фарнезе независимого государства в Италии, была достигнута: Карлос уже правил в Парме и без труда должен был унаследовать Тоскану.
Но последовала новая череда случайностей. В далекой Польше (казалось бы, где Польша, и где Парма?) после смерти короля Августа II в 1733 году две группировки шляхтичей выбрали двух различных королей: Августа III Саксонского и Станислава Лещинского. В это сугубо внутреннее польское дело немедленно вмешались европейские государства - еще бы, один из соперников, Станислав Лещинский, был тестем Людовика XV (я же вам не зря напоминал о Марии Лещинской). В начинающейся войне Австрия и Испания оказались по разные стороны баррикад, и испанская армия под номинальным командованием Карла Пармского (ему было тогда 18 лет) выбила австрийцев из Неаполя и Сицилии. В долгой войне никто в Европе не был тогда заинтересован: во-вот должно было открыться гораздо более интересное Австрийское наследство (у императора Карла VI были лишь дочери, и с его будущей кончиной завершалась славная династия Габсбургов), а посему воюющие стороны предпочли на это раз договориться по-хорошему.
Венский мир 1735 года - это ИМХО триумф династической политики, когда венценосные особы менялись коронами и землями, не спрашивая мнения своих подданных. Итак, следит за руками:
- королем Польши оставался Август III
- Станислав Лещинский сохранял королевский титул и получал в качестве утешительного приза герцогство Лотарингия в пожизненное владение; после смерти Станислава Лотарингия должна была войти в состав Франции
- экс-герцог Лотарингии Франц Стефан, жених Марии-Терезии, дочери и будущей наследницы императора Карла VI, получал вместо уступленной Лотарингии наследственные права на Тоскану (мнением еще живого Джан Гастоне Медичи никто не поинтересовался)
- Карлос Бурбонский терял наследственные права на Тоскану и передавал только что полученную им Парму императору Карлу VI
- Зато Карлос становился королем Неаполя и Сицилии, от которых в его пользу отказывался император.
Какая многоходовочка, а? Итак, Карлос Бурбонский (в Парме его называли Карло I) поменял в 1735 году маленькую Парму на обширную Южную Италию. Это потом он станет последовательно лучшим неаполитанским монархом (1734-1759) и опять-таки лучшим монархом Испании (1759 - 1788), в Парме же он оставил по себе плохую память, так как с собой увез в Неаполь все движимое наследство Фарнезе, которое только удалось утащить. Так вот и получилось, что собранные семьей Фарнезе коллекции картин, статуй и проч. находятся сейчас не в пармском дворце Пилотта, а в неаполитанских Каподимонте и Музео. Парма и Пьяченца были имуществом недвижимым, и Карлос оставил их Габсбургам, каковые и правили здесь в 1735 - 1748 годах.
Известный портрет Карла Бурбонского, в этот момент уже Карла III Испанского, работы Менгса
В 1740 году умер император Карл VI, и разразилась еще одна общеевропейская война за Австрийское наследство (1740-1748). Подробности этой войны нам сейчас неинтересны, в результате Марии-Терезии и ее мужу Францу Стефану удалось и добиться императорской короны, и сохранить в своей власти бОльшую часть наследственных земель, за малыми исключениями. Одним из таких исключений стало герцогство Парма и Пьяченца, новым правителем которых стал Филипп (1720-1765), второй сын Филиппа V и Елизаветы Фарнезе. В 1748 году состоялось второе пришествие Бурбонов в Парму, и зародилась особая ветвь Бурбонов-Пармских.
Пармские Бурбоны - это столь известное и столь многочисленное семейство, и для меня в свое время было неожиданностью узнать, что лишь их основатель Филипп сумел править Пармой весь отведенный ему жизнью срок и умереть в собственной постели в собственном дворце. Судьба всех его царственных потомков - это череда изгнаний, отречений и насильственных смертей. Филипп правил Пармой в 1748 - 1765 годах, он был женат на Луизе Елизавете (1727-1759), единственной, кстати, дочке Людовика XV и Марии Лещинской, которой посчастливилось (или не посчастливилось; автор этого текста - закоренелый холостяк) выйти замуж. Вот их семейный портрет кисти Балдриги (находится в палаццо Пилотта):
Дети слева - погодки (родились в январе и декабре 1751 года соответственно) Фердинанд (1751-1802) и Мария-Луиза (1751-1819), будущая антигероиня испанской истории и живописи Гойи, королева Испании. Девушка под попугаем - их старшая дочь Изабелла (1741-1763), первая жена императора Иосифа II. Испанская королева еще всплывет в будущем рассказе, а вот об Изабелле нужно хоть пару слов сказать. Иосиф II очень любил молодую жену и был сражен горем после ее преждевременной смерти. А вскоре после смерти Изабеллы из ее переписки с золовкой (сестрой мужа) вдовец узнал, что молодые женщины ...скажем так, любили друг друга гораздо сильнее, чем полагается сестрам. Как говорят, это открытие навсегда убило у Иосифа желание обзавестись семьей и детьми.
Еще один портрет Филиппа Пармского работы Пекьё, тоже хранится в палаццо Пилотта:
И портрет его жены Луизы Елизаветы Французской (автор - ван Лоо, тоже палаццо Пилотта):
Видно, кстати, как стремительно развивался реализм в живописи: супруги явно не были красивыми, и художники не захотели льстить заказчикам.
Сын этой четы Фердинанд (1751-1802) правил Пармой в 1765 - 1796 годах.
Портрет юного Фердинанда Пармского работы Феррари (и снова Палаццо Пилотта)
Герцог был очень набожен, а навязанная ему политикой жена Мария Амалия (1746-1804), дочь императрицы Марии Терезии, была распущенной; Фердинанд был скуповатым, а его супруга - расточительной. Понятно, что их двор был источником раздоров и скандалов, немало повеселивших соседние дворы. Так бы они все и веселились дальше, но во Франции грянула революция, потом французские войска пришли в Италию. В 1796 году Парма была захвачена французами, а в 1801 году присоединена к Франции. Фердинанда никто не казнил и не выгнал, так как его сестра была фактической правительницей Испании, где она жила в свое удовольствие с мужем Карлом IV и министром Годоем (это брак втроем никто и не думал скрывать), а Испания в то время была чуть ли не единственной союзницей Франции среди европейских монархий. Сын Фердинанда Лодовико (1773-1803) уехал в Испанию ко двору тетки, а Парма входила в состав Франции - сначала республики, а потом импении - вплоть до 1814 года.
Если вы думаете, что истории пармских Бурбонов и Пармского герцогства на этом завершились, то вы круто ошибаетесь. Впереди нас ждут головокружительные кульбиты: на троне Пармы воссядет жена Наполеона, одна из дочек пармского герцога станет женой последнего австро-венгерского императора и т.д.