Герцогский дворец - это одна из главных приманок Мантуи; самое главное здесь - это Брачная комната, расписанная Андреа Мантеньей. Увы, последнее землетрясение в Эмилии-Романьи, изрядно попортившее Феррару, докатилось и сюда. Зимой 2015-2016 года замок Сан-Джорджо, та часть дворцового комплекса, в котором находится шедевр Мантеньи, была закрыта. Я об этом знал заранее, но все же горечь от несостоявшегося визита было столь сильна, что я, признаться, вышел из той части Палаццо Дукале, которую все же показывали посетителям, разочарованным. В принципе, если не зацикливаться на Мантенье, во дворце есть еще чем полюбоваться. Поэтому, быть может, сюда имеет смысл еще раз вернуться, вычеркнув Мантенью из оперативной памяти.
Мы же с вами обойдем дворцовый комплекс по периметру.
Эту фотографию я уже вам показывал. Перед вами Палаццо дель Капитано - изначальное ядро комплекса. Благодаря ренессансным Гонзага в наших мозгах с этой фамилией намертво связался герцогский титул, но изначально они были просто гражданскими правителями города - капитанами, да и то лишь с 1328 года. В Палаццо дель Капитано когда-то обитали Бонакольси - правители города с 1273 по 1328 годы, а потом их отсюда изгнали первые Гонзага.
Следующими были построены корпуса за Палаццо дель Капитано, образовавшие т.н. Старый двор. В этот двор (да собственно во все дворы) можно войти бесплатно, но тамошние фасады слабоваты и не выдерживают напреяженных ожиданий, связанных с прослалвенной фамилией.
Гораздо более фотогеничен построенный в 1395-1406 годах замок Сан-Джорджо (он-то и был закрыт на реставрацию). Со стороны озера он таков:
К моему приезду власти города решили еще и фасад обновить, но что-то им помешало завершить работу в срок. Именно в этом суровом замке в 1465-1474 году Андреа Мантенья и расписал Брачную комнату.
Здания, образующие Новый двор, начали строиться в 1480 году, а затем перестроены в 1587-1612 годах при Винченцо I. В этом дворе, помимо входа в замок Сан-Джорджо (вдруг кому-то повезет!), есть еще и маленкий Археологический музей, но я им в первое знакомство с городом пренебрег.
Башня, попавшая в первый кадр из двух, относится к дворцовой базилике Санта-Барбара, построенная в 1567-1572 годах по проекту Джован Баттиста Бертани. Гонзага были столь могущественны в совем маленьком государстве, что добились полной независимости клира базилики от архиепархии; более того, здесь долгое время в богослужении сохранялись следы т.н. патриархийного, т.е. аквилейского, обряда. Увы, землетрясение 2012 года не пощадило и эту базилику; она была тоже закрыта для посещения.
Далее можно пройти в еще один двор, а затем неожиданно оказаться на проезжей улице, свернув с которой направо попадешь вновь в Старый двор - круг замкнулся.
Так уж получилось, что рассказ о Палаццо Дукале оказался таким скомканным. В настоящее время музейный сайт (
http://www.mantovaducale.beniculturali.it/Page/t01/view_html?idp=220) сообщает, что замок Сан-Джорджо с Брачной комнатой уже открыт для посещения, так что торопитесь: уж больно часто в Италии стали случаться стихийные бедствия.
Обращаю внимание, что в Мантуе есть два типа музейных карт: Mantova Musei Card - на 5 и 8 музеев. 5 музеев - это Палаццо Дукале (без Сан-Джорджо; за вход туда все равно придется доплатить), Палаццо Те (о, вот это шедевр из шедевров) и Палаццо Сан-Себастьяно (эти дворца в любом случае идут по одному билету, хотите вы этого или нет), театр Биббьена и Музео Диоцезано. 8 музеев - это все ранее перечисленные плюс Палаццо Раджоне с Часовой башней, Палаццо д'Арко и церковь Сан-Себастьяно. Последняя церковь закрыта зимой; Палаццо д'Арко - это музей современного искусства (на любителя; я не пошел); епархиальный музей - тоже не фонтан. А вот все остальное посетить имеет смысл, и даже с таким урезанным перечнем карта на 8 музеев себя оправдывает; рекомендую.
Коли настоящий рассказ получился таким минорным, то следующий я обязательно сделаю повеселее: мы пройдемся по городу, зайдем в театр, ну а далее направим стопы в Палаццо Те.