Вторая важная площадь Мантуи называется пьяцца Сорделло. Среди прочих зданий на ней расположены резиденция дома Гонзага - Палаццо Дукале и кафедральный собор Сан-Пьетро (напомню, что базилика Сант-Андреа, построенная в буквальном смысле на Крови Христовой, - это "всего лишь" обычная церковь). Правители Мантуи понимали кое-что в архитектурных ансамблях, и поэтому, вместо обычной для итальянских городов пьяцца Дуомо со сгруженными в кучу главными городскими зданиями, главная площадь Мантуи - это простор и перспектива.
Совмещение функций писателя и иллюстратора иногда дает неожиданные последствия (только сейчас заметил): собор Сан-Пьетро, замыкающий площадь, получился почему-то падающим. Разумеется, он вертикален; видимо, фотографа качнуло от усталости)
Среди зданий, попавших в верхний кадр, отмечу палаццо Бонакольси (Bonacolsi) или Кастильони (Castiglioni) - оно на переднем плане. Мантуя настолько связана с семьей Гонзага, что кажется, что эта динатсия правила здесь вечно. А между тем, первыми правителями Мантуи были как раз Бонакольси, они были свергнуты "всего лишь" в 1328 году. А Кастильони заполучили дворец только в XVIII веке. Вот фасад здания полностью:
Левее его (в самый верхний кадр не попало) находится настоящее средневековое здание, да еще и с башней (мы ее с вами видели с Часовой башни в предыдущем очерке). Это - палаццо Подеста:
Правее палаццо Бонакольси, через одно здание, стоит дворец архиепископа:
На противоположной стороне площади господствует Палаццо Дукале. Это целый комплекс зданий разных эпох, и его имеет смысл обойти вокруг, что мы и сделаем в следующий раз. Пока же смотрим средневековый фасад:
Теперь можно и к собору подойти. Кав водится, перед нами сложный калейдоскоп из разных стилей и эпох. Фасад, выходящий на площадь, создан в 1756 - 1761 годах по проекту Николо Баскьера.
Строгий фасад обманчив, и в этом легко убедиться, пройдя по площади дальше. Южный фасад - детище XV века, эпохи Франческо I Гонзага. В это время к первоначальному романскому собору были пристроены два ряда готических капелл:
А кампанила еще старше: аж XII столетие.
Интерьер собора - памятник еще одной эпохи - Ренессанса и принадлежит гению Джулио Романо, любимого ученика Рафаэля. Утверждают, что Романо "перенес" в Мантую структуру римского собора святого Петра, только не нынешнего, а снесенного константиновского. Так что проходя по мантуанскому Сан-Пьетро, можно попробовать представить себе изначальную римскую базилику в честь князя апостолов. Но Джулио Романо не ограничился просто копированием, его интерьер - это классическое Возрождение.
(это фото из Вики, у них с цветностью получше).
А вот боковые нефы снимал я. Оцените лес коринфских колонн и лепнину на сводах:
Ну а потолок главного нефа кессонированный; такого в позднеантичной базилике, понятно, быть не могло.
Строго говоря, собор мне не понравился: слишком много архитектуры и слишком мало веры, античность здесь преизобилует, а христианство находится в загоне (в капеллах). Что поделаешь, Возрождение уж слишком рьяно "нырнуло" в классическую древность, и на выходе получилось скорее капище, чем церковь. Посему если вы желаете в Мантуе помолиться, то скорее нужно идти в Сант-Андреа, а если поглазеть, то вам - в собор. Все это написано для того, чтобы оправдать малое количество фотографий))
Следующий пост будет скорее иллюстративным: мы поглядим с разных сторон на Палаццо Дукале.