Цикл фресок Пьеро делла Франческа, посвященный истории святого Креста, находится в апсиде Сан-Франческо. Все остальное пространство стен однонефной базилики тоже было некогда покрыто фресками. Не все они сохранились, не все из сохранившихся можно рассмотреть и разгадать, не все из рассмотренных и разгаданных удалось запечатлеть мне и безымянным пополнителям Викисклада. То, что оказалось в сухом остатке, покажу вам в этом очерке.
Последний раз в Ареццо мы видим Пьеро делла Франческа. "Благовещение" находится в апсиде, но, поскольку к истории Креста оно отношения не имеет, я показываю его здесь.
В соседней капелле (справа от главного алтаря) Спинелло Аретино расписал стены фресками, рассказывающими о житии святого Эгилия и чудесах архангела Михаила. Капелла узкая, стены высокие и, как результат, верхних фресок не видно вообще, а средний ряд обозревается под значительным углом, а нижний ряд, как назло, хуже всего сохранился.
Последовательно:
- святой Эгидий вымаливает прощение какого-то непростительного греха для Карла Мартелла
- архангел Михаил сражается с падшими ангелами
- известный эпизод: во время эпидемии папа Григорий Великий совершает по Риму крестный ход и видит на вершине гробницы Адриана (Кастель Сант-Анджело) архангела Михаила, влагающего меч в ножны и возвещающего тем самым конец эпидемии
На левой стене церкви изображена святая Елизавета Венгерская (
http://www.pravenc.ru/text/189793.html) и ее "чудо с розами", предположительно работы того же Спинелло Аретино.
Рядом можно видеть Распятие с предстоящими Богородицей, Иоанном Богословом, архангелом Михаилом и Франциском Ассизским. Эта фреска еще в начале XX века украшала уличную нишу одного из аретинских домов на корсо Италия и была перенесена в Сан-Франческо из соображений сохранности. Тоже предположительно Спинелло Аретино.
Еще две фрески (то, что от них осталось) работы Спинелло Аретино - это мы уже по правой стене церкви идем:
- Обращение Савла
- Симеон Богоприимец с Богомладенцем
Следующие две приписываются либо все тому же Спинелло либо его учителю Андреа ди Нерио:
- Благовещение
- Мистическое обручение св.Екатерины
На той же правой стене фреска Антонио да Ангьяри, которую путеводитель назвал "Святые рыцари на страже у закрытых врат" и сразу же сознался, что иконография здесь остается неясной:
Еще один автор многократно и многообразно писал в Сан-Франческо. Его звали Лорентино д'Андреа (ок. 1430-1506). На левой стене церкви цикл фресок, посвященных святому Антонию Падуанскому. Первые две легко опознаются: мул преклоняет колена перед гостией в руках св.Антония, рыбы слушают проповедь св.Антония
Эти две путеводитель назвал "Сердце скупца" и "Кающийся сын"
На противоположной стене есть еще один цикл Лорентино д'Андреа, рассказывающий о жизни святого Бернардина Сиенского. Увы, на этом месте мой фотоаппарат решил, что католической пропаганды на сегодня хватит; уж больно темно в том углу было)))
Признаюсь, что задумывал осмотреть Сан-Франческо минут за 15: подумаешь, десяток фресок в одной капелле. В результате же потратил там 1,5 часа. С этой базилики началось мое катастрофическое опоздание против намеченного графика. Изначально предполагалось, что из Ареццо я уеду автобусом в Ангьяри, погуляю там часа два, а затем одним из следующих автобусов доберусь до Сансеполькро. Намеченных для этой цели автобусов было несколько: 11-55, 12-35, 13-10, 13-50. Куда там! С каждой последующей церковью, с каждым последующим музеем я понимал, что в Ареццо я задержусь на гораздо бОльший срок, чем ожидалось, и на Ангьяри мне точно не хватит времени. В итоге же стало ясно, что, если не уехать на 14-35, то с планами на Сансеполькро тоже нужно будет распроститься. Да еще и фотоаппарат, который весь предыдущий день честно отработал в Пизе, а в этот - в Ареццо, стал демонстрировать близость полной разрядки. Пришлось на полчаса забросить его в гостиницу для подзарядки, в этот интервал заскочить в археологический музей, а затем с подзаряженным фотоаппаратом прыжками скакать на автобус.
Вот так, прыжками и впопыхах, мы с вами, читатели, покидаем Ареццо и спешим в Сансеполькро - на родину Пьеро делла Франческа и, по совместительству, место нахождения его лучшей работы "Воскресение Христово".