Feb 25, 2011 20:59
Еще свежа память о временах, когда в 20 с лишним лет американский юноша обычно становился взрослым: получал аттестат о среднем образовании, сам себя обеспечивал финансово, женился, обзаводился детьми, повествует на страницах The Wall Street Journal Кэй С. Химовиц, автор книги "Мужание: как усиление могущества женщин превратило мужчин в мальчишек" ("Manning Up: How the Rise of Women Has Turned Men Into Boys").
"Сегодня большинство мужчин в возрасте 20-30 лет пребывают в каком-то подвешенном состоянии: их образ жизни - смесь отрочества, сопровождаемого буйством гормонов, и ответственной самодостаточности. У этого состояния "предвзрослости" много преимуществ, особенно для тех, кто имеет высшее образование. Но пора вслух заявить о том, что уяснили бесчисленные недовольные молодые женщины: в мужчине затяжная юность поощряет не лучшие черты", - пишет автор.
Например, юморист Джули Клоснер в своей книге жалуется на "ребят", с которыми встречалась: они всерьез обсуждают фильм "Звездные войны", считают, что лучше всего провести вечер, играя в "Плейстейшен" с товарищами по музыкальной группе или прошвырнуться в Лас-Вегас. "Они больше похожи на малышей, у которых мы были бебиситтерами, чем на их отцов", - заключает Клоснер.
По мнению автора, современные "предвзрослые" - небывало многочисленный социальный слой. Еще одно новое явление - тот факт, что в этой социальной группе женщины более успешны: среди граждан США в возрасте 25-34 лет степень бакалавра есть у 34% женщин и всего 27% мужчин. Американки чаще, чем мужчины, продолжают обучение в аспирантуре, а в некоторых городах даже зарабатывают больше, чем мужчины.
"Но этих женщин донимает ключевой вопрос: "Куда подевались настоящие мужчины?" Их ровесники часто кажутся повесами-переростками, неуклюжими чудаками или неопрятными бездельниками", - говорится в статье.
Можно предположить, что состояние "предвзрослости" обусловлено избалованностью вчерашних студентов, живущих на родительские деньги. Но причины гораздо глубже, полагает автор. Одна из причин - тот факт, что в "экономике знаний" можно получить хорошую работу лишь после длительного обучения в университете. Другая - "рынок труда, все более напоминающий лабиринт". В отраслях, которые привлекают амбициозную молодежь, часто приходится годами перемежать учебу стажировкой, менять должности, уезжать работать в другие города США и за границу. Молодые люди и девушки ставят свою профессию и карьеру во главе угла, а вступление в брак редко входит в их планы.
По мнению автора, "предвзрослость" аналогична подростковому возрасту - "понятию, которое придумали в середине XX века, когда американских подростков массово загнали с полей и заводов в новое учреждение - школу старшей ступени", - замечает автор. Страна разбогатела, и на формирование образованных граждан и работников потребовалось дополнительное время, поясняет она. Тинейджеры быстро превратились в феномен маркетинга и культуры. Современные "предвзрослые", как и подростки, тоже находятся в ожидании взросления, а маркетинг и индустрия культуры пропагандируют предвзрослость как стиль жизни.
"Но у предвзрослых есть одно важное отличие: они сами себе пишут сценарии жизни, причем на пустом месте", - замечает автор. Традиционно в истории человечества взрослые - те, кто берет на себя главные экономические и культурные задачи: женщина воспитывает следующее поколение, мужчины обеспечивают семью. "Если ты следуешь этому сценарию, то становишься взрослым, временным хранителем социального порядка до тех пор, пока сам не состаришься и не умрешь", - пишет автор. Однако сегодня люди женятся и обзаводятся детьми позже, чем когда-либо в истории человечества: они слишком заняты своей карьерой.
В 1990-е молодые мужчины увлеклись телеканалами типа Comedy Central, Cartoon Network и Spike, стали смотреть фильмы, где снимаются "переростки" - Джим Кэрри, Сет Роген и другие: с шутками ниже пояса, обнаженными грудями и промежностями и т.п. "Американцы всегда казались иностранцам вечно молодыми, даже ребячливыми в силу своей энергии и оптимизма. Но это было уже слишком", - замечает автор.
По мнению Химовиц, причина инфантильности американских мужчин - в том, что социальная роль мужчин утрачивает четкие рамки. Традиционно почти во всех цивилизациях девочки становились взрослыми просто в силу полового созревания, но мальчиков подвергали испытаниям, дабы они доказали, что могут обеспечить и защитить семью. "Но в нашей продвинутой экономике женщины достигают высот, а без мужьев и отцов можно обойтись, и качества, которые когда-то требовались мужьям для выполнения их функций, - упорство, стоицизм, смелость, верность - устарели, их даже немного стесняются", - говорится в статье.
Женщины какое-то время терпят инфантильных мужчин, а затем либо ставят крест на семье, либо рожают от доноров спермы. "Зачем мужчинам взрослеть? Они же никому, в сущности, не требуются. У них нет никаких обязанностей. Они спокойно могут пить пиво", - заключает автор.