Продолжаем цитировать Уэллса и ко.:
"...progress, like higher and lower, implies some scale of values. If one wants to analyze purely objectively it is best to leave values out. On the other hand, if we want something fuller and more warming than detached analysis, if we want to build from the multitudinous facts a vision of Evolution as an imposing whole, there is nothing to stop our putting them in."
"When we take a number of examples of what common-sense would call high animals and a number of what common-sense would call low animals, and reflect on the differences between them, we see that there is a real criterion of high as against low, of progress against standing still or degeneration. In a word, the higher creature has more control over the environment, and is more independent in it; it is in touch, through its sense-organs and brain, with more of the world about it, the world for it is larger and more varied and so far as we can judge from analogy with our own minds, its mental capacities of knowing and feeling, learning and foreseeing, are greater."
"... понятие прогресса, подобно понятиям выше и ниже, подразумевает некую шкалу ценностей. Если мы хотим анализировать исключительно объективно, то сравнительную оценку лучше оставить в стороне. С другой стороны, если нам нужно нечто более полное и значимое чем отстраненный анализ, если мы желаем построить из множественных фактов цельный взгляд на Эволюцию, то ничто не мешает нам ввести эту оценку."
"Если мы возьмем ряд примеров того, что наш здравый смысл называет высшими животными, и ряд примеров того, что наш здравый смысл называет низшими животными, и рассмотрим отличия между ними, то мы увидим, что существует вполне реальный критерий отличающий высшее от низшего, прогресс от застоя или дегенерации. Вкратце, чем выше находится животное, тем лучше оно может контролировать среду, и тем более независимо оно от среды; высшее животное находится в контакте, через свои органы чувств и мозг, с большей частью окружающего мира, мир для него больше и разнообразней, и насколько мы можем судить по аналогии с нашим собственным разумом, тем выше его умственные способности познания, ощущения, обучения и предвидения."