забегаю иногда на мастерскую к коллеге - денису [о.]. он сценарист и писатель мировой известности, да и таланта настолько же масштабного.
денис [о.] - тот, кто идет вслед за обэриутами (если повторить формулировку венечки ерофеева про хороших писателей), а это значит, что творчество дениса экспериментно, авангардно, а местами даже с нотами абсурдизма. кто посчитает его тексты (и фильмы) странными, кто полюбит, а кого-то захватит раздражение из-за неспособности понять.
но необычное в его работах начинается раньше, чем содержание - на стадии оформления.
СТАВИТЬ ЧЕЛОВЕКУ МИНУС
без пунктуации, прописных букв и красных строк
смотрю на экран, куда денис вывел вордовский файл со сценарной рябью. ремарки и реплики слились в сплошной текст. абзацы вытянулись и равны по ширине. строчки отбиты так, что иногда одно слово растягивается от края от края страницы.
впервые встречаю человека, отказывающегося от заглавных букв. я поражен и рад, потому что от заглавных когда-то отказался и сам. не знаю, обращают ли внимание читатели, что всё здесь с маленькой буквы, в том числе и строчки этого поста?
после работы уточняю у дениса, не показалось ли мне, что все буквы в сценариях были строчными.
- не показалось. - говорит денис [о.].
а он такой человек, что, если ему что-то или кто-то не нравится, то он никому этого не покажет. вряд ли встречал человека тактичнее и обходительнее, чем он.
- а что за причина, - спрашиваю, - почему вы пишете без заглавных букв?
- потому что заглавные буквы лишние, они только отвлекают от текста, громоздят его.
торжествую. потому что сам думаю точно так же уже много лет не только текст, но и собственные имя с фамилией пишу с маленькой буквы. сфера единомышленников - это всё-таки та желанная среда, где не требуется объясняться по поводу массы своих странностей.
- и красные строки, и знаки препинания так же. - говорит денис. - они лишние. иногда ставлю только те, которые дают акценты, но обычно обхожусь без всего этого.
вот индульгенция!. отсутствие заглавных букв в моих текстах оправдано. даже если это и патология, то профессионально приемлема.
пару месяцев спустя на глаза попадается одно из интервью с денисом [о]. с интересом читаю. в конце интервью денис признается журналисту, что тех, кому его творчество не нравится, они ни в коей мере, осуждать не может. говорит, что только в одном случае он может поставить человеку минус
- ставить человеку минус, - говорит денис в том интервью, - я позволяю себе лишь в одном случае: когда первой реакцией на прочтение моей литературы является вопрос: почему вы пишете без заглавных букв? для меня это оскорбление чудовищным непониманием.
ну, приплыли, думаю. наверное, всю свою репутацию перед коллегой я тогда и разрушил.
а надо-то было просто объяснить сразу,
что и сам я
так
же...