ЭТО ЧТО ЗА БРОНЕВИК?

May 23, 2011 13:40

Когда не было "Шушпанцера", да и интернет считался чем-то из разряда фантастики, всё равно существовали люди, которые умело распознавали шушпанцеры, и в необходимых случаях - негодовали по этому поводу. Пример шушеизобличения я встретил в журнале "За рулём", №5-6 за 1992 год.



ЭТО ЧТО ЗА БРОНЕВИК?

Согнутым пальцем я постучал по корпусу. Кровельное железо ответило гулом пустого котла. Заглянул под машину: гидравлические тормоза, каких в 1917 году и не бывало, мосты и рама - от ГАЗ-51, безошибочно знакомые. И еще эти колеса, тоже «газоновские», но с наваренными обрезками труб, чтобы имитировать деревянные спицы броневика, который якобы 74 года назад штурмовал Зимний.




Этот муляж много лет стоял перед бывшим Центральным музеем Революции СССР в Москве (теперь музей русских революций) . Аляповато выполненная самоделка по замыслу ее создателей должна была воспитывать в нас благоговейное уважение к историческим событиям семнадцатого года, к реликвиям революции.

Но вместо святыни музей демонстрировал подделку. Оправдать ее существование нельзя ни высокими идеалами, ни воспитательными целями, «значение которых трудно переоценить». Перед нами - нелепый уродец, сварганенный в 1967 году на шасси грузовика ГАЗ-51А. Тогда для театрализованного действа, предшествовавшего военному параду на Красной площади, которым отмечалось 50-летие Октябрьской революции, и был изготовлен «дивизион бронеавтомобилей - точная копия тех, что можно было встретить на улицах революционного Питера». Это была цитата из воениздатовской книги «Сто военных парадов».

Точная копия тех броневиков... Те машины, что прошли в 1967 году по Красной площади с двумя параллельно установленными башнями, выдвинутым вперед массивным «носом», двускатными задними колесами, нелепыми пропорциями, не имели ничего общего с «остинами-путиловцами», которые составляли основу бронечастей русской армии к осени 1917 года.

Сравните муляж с тем броневиком «Остин», который экспонируется в Санкт-Петербурге. Две башни размещены на корпусе не рядом, а по диагонали. Радиатор не вынесен далеко за переднюю ось, а стоит над ней. Колеса, причем сзади односкатные, снабжены деревянными спицами. И хорошо заметны многочисленные заклепки, которыми броня соединена с каркасом корпуса.

Другой броневик «Остин» находится во дворе Ижорского завода в Колпине, а в Москве среди экспонатов Центрального музея Вооруженных Сил можно видеть броневик ФИАТ 1916 года, еще одну живую реликвию тех революционных лет.

Муляжи могли бы сойти в каком-нибудь фильме, где они мимолетно появлялись, где-нибудь в дыму или сумерках. Но быть экспонатом Центрального музея Революции, выставленным всем напоказ да еще на центральной улице столицы,- это ли не кощунство? Неужели для воспитания уважения к революционным традициям в умах непросвещенных масс все средства хороши, даже обман?

Мы, увы, нередко встречались с ложными ценностями, подделками, искаженными фактами во имя благой цели. Но «исторические неточности», будучи раскрытыми, создавали обратный эффект и порождали подчас недоверие к самой цели. Примеров тому не счесть.

Мы склоняем головы перед памятью героев, отстоявших страну в годы Великой Отечественной. Нам дороги связанные с ними исторические реликвии. Со встречи с этими немыми свидетелями минувших жестоких боев начинается патриотическое воспитание. Вот легендарная «катюша», что экспонируется в городе-герое Волгограде, грозное оружие тех лет. Эти реактивные установки БМ-13 и БМ-8 с июня 1941 года монтировались на шасси ЗИС-6, ГАЗ-АА, «Студебекер-ЮС6», «Джиэмси», «Шевроле» и других автомобилей.

Но в Волгограде мы встречаем чудовищную самоделку: «катюша» на шасси «УралЗИС-5» с
третьей добавочной и неведущей осью. Таких машин «УралЗИС» не выпускал никогда, а трехосные ЗИС-6, на которых первоначально монтировались реактивные установки, имели совершенно иную форму крыльев и кабины и другой размер колесной базы, чем волгоградский «самострой». А между прочим, подлинная установка БМ-13 на шасси ЗИС-6 выставлена в одном из залов военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге.




Зачем понадобилось выставлять фальшивку? Стыдились шасси заморских «Студебекера» или «Джиэмси»? А ведь бывалые фронтовики прекрасно помнят «катюши» именно на таких шасси (их было большинство) и слыхом не слыхали о таких кустарных трехосных «уралзисах». Расчет на молодежь: дескать, в деталях не разберутся, а общая идея верна?




На таких «мелочах» десятилетиями воспитывалось пренебрежение к официозным реликвиям, постулатам, идеям. Но, как известно, маленькая ложь рождает большое недоверие. И не его ли плоды, проросшие из трещин этих лжеброневиков мы пожинаем в последние годы?

Л. ШУГУРОВ
Фото В. Егорова
и В. Князева

--------------------------------------------------------------------------------

Скан страницы целиком (1,5 Мб):




--------------------------------------------------------------------------------

И раз уже пошла такая пьянка - товарищи-шушпанцеристы подокидывали картинок.

Это описываемый в посте шуш месяц назад. (с) aeromamont



А вот его брат из Архангельского. (с) aeromamont



И сестра еще один из Самары. (с) aeromamont



Этот псевдо-броневик [который обсуждается в посте] и сейчас стоит у входа в музей современной истории (бывш. музей революции), можно сходить и оценить самому качество поделки. Другие броневички из этого зондер-дивизиона можно увидеть в музее В. Задорожного (Архангельское) и музее войск ПриВО (Самара). Может есть еще где, мне больше не попадалось. Мое личное мнение - делать в музее им нечего, после таких экспонатов плодятся Фоменко со товарищи, утверждая, что история сплошь фальсифицирована. (с) aeromamont

sssvoloch  подтверждает фотографиями: музей Задорожного
по состоянию на 9 мая прошлого года







А pavlov_alex  пишет нам: Кстате, в Волгограде "Катюша" давно стоит переделанная. Верней, сколько себя помню - она такая. Но в середине 90-х ей зачем-то наварили на крышу какую-то квадратную хрень и заварили окна. А в детстве, я помню, она со стеклами была. Считаю, что чьи-то безумные ручки превратили наш "Катюшу" в какой-то антишуш. Вполне сгодится здесь в качестве примера - как нельзя поступать с музейными экспонатами. Вот что сейчас собой представляет "Катюша" возле музея Панорамы и мельницы.








пусковая установка, макет, Россия, 1992, курьез, памятник, БА, 1916, 1967, пресса

Previous post Next post
Up