СимЪ полукресломЪ... открывается серия машин "колониального типа", производимых в колониях Британской Империи в период между мировыми войнами и в начале Второй мировой войны. Машины эти весьма экзотичны по внешнему виду, как мне кажется.
Crossley M1923
Необычна башня машины (кстати, она была использована и в других машинах индийского изготовления) - я никак в толк не возьму, чего ради устраивали такую масштабную по тем временам штамповку? Нет, понятно что выигрыш в массе по ср. с такой же стойкости клепаной башней очевиден, но оно того стоило?
Очень интересно вооружена машина - у нее два пулемета Виккерс калибра .303, разсположенных под углом примерно в 120° в независимых шаровых установках. Зачем это было сделано - не очень понятно. Вроде бы, вращающася башня должна исключить необходимость такого решения, да и один пулеметчик в башне вряд ли может вести огонь из двух пулеметов сразу - а вот.... Возможно, это сделано из-за того, что скорость вращения башни ручным приводом была совершенно непристойной и исключала быстрый переброс огня без использования такой экзотики? Кстати, мне кажется, что при некотором желании и умении стрелок мог вести огонь "по-македонски", сразу из двух пулеметов двумя руками. Ужас.
Впрочем, как я понимаю, в боевых частях второй пулемет иногда демонтировали за невозможностью использования и стреляли из одного, как белые люди (см. фото ниже).
Интересно и предназначение "шишки на голове" - это укрытие для прожектора, но в частях прожектор за ненадобностью часто демонтировали и делали таки люк для посмотреть.
Чертеж машины со схематичным изображением внутренностей В 1939-1940 году, в связи с известными событиями, машины прошли серьезную модернизацию, их оснастили новыми фордовскими двигателями и новыми шинами - вместо традиционных для 20-х годов литых "сликов" поставили пневматики с более-менее развитым протектором.
Следует отметить и следующую модель того же типа - Crossley-Chevrolet M1939 (Indian Pattern)
Машина представляет собой тот же Crossley M1923, но на базе шасси Шевроле, которое выгодно отличалось от использованного в модели 1923 года большей мощностью двигателя, более совершенной трансмиссией и сдвоенными задними скатами, которые не в пример лучше держали нагрузку от бронекорпуса.
модель 1939 года в строю. Второй пулемет и прожектор демонтированы.
Среди "круглоголовых" индийских бронеавтомобилей вспомним и наиболее, на мой взгляд, удачный аппарат на трехосном шасси Виккерс, разработанный для условия северной Индии - но несмотря на лучшие в семействе характеристики подвижности и удобства для экипажа в серию он не пошел, было решено, что использовать такое шасси для всего двух пулеметов винтовочного калибра расточительно. И экспериментальную серию разоружили и перевели в арттягачи.
Боевое применение:
Машины эти, произведенные в весьма заметном количестве (более 100 штук) состояли (вместе с другими машинами местного, индийского производства) на вооружении в индийских дивизиях британской армии (14-й, 31-й, 32-й, 43-й, и 44-й), а так же в 50-й, 254-й и 255-й танковых бригадах. Воевали они в Бирме с японцами, не то чтобы безуспешно, ввиду никакой оснашенности японцев средствами борьбы с бронированными машинами - но в силу слабого вооружения и отвратительной проходимости перегруженного неполноприводного шасси по джунглям - ничего особенного не продемонстрировали. 20 машин занесло в Палестину, где они тоже ухитрились поучаствовать в боевых действиях в ходе атаки на Сирию, а в 1942 году эти машины были подарены Ирану. Две машины обр. 1923 года угодили ажно в Южную Африку.
Update: Есть сведения (спасибо т-щу
rollon), что
в Японии производился полный аналог этого броневика, на это указывают некторые мелкие, но вполне фабричные различия машины. Степень лицензионности и использованное шасси неизвестны.
P.S. 1#3.