Смажем вазелином и - Вперёд! *

Aug 04, 2014 17:24

*) техническим, разумеется. И воздухопитающую, и выпускную трубы.

"Нам нет преград ни в море, ни на суше..." (марш тех самых)

К Юбилею. - Как никак, а ровно 80 лет назад.



В 1933-ем в СССР по распоряжению наркома Клемента Ефремовича Ворошилова развернулись работы по созданию средств самостоятельного преодоления танками водных преград по дну с помощью оборудования подводного хождения. "Тренироваться решили на кошках" - одной из первых бронированных боевых машин, оснащенной таким оборудованием, стала танкетка Т-27, успевшая повоевать ещё в Средней Азии с басмачами.

Опытные работы по приспособлению Т-27 для подводного хождения были организованы в Белорусском военном округе в том же 1933-ем  году. Опыт этих белорусских экспериментов позволил сотрудникам НИАБТ предоставить к 1934 г. для проведения испытаний уже вполне законченную конструкцию, получившую наименование Т-27ПХ (ПХ - подводного хождения).



Дооборудование Т-27 для преодоления водных преград заключалось в герметизации корпуса и люков, организации подачи свежего воздуха для обеспечения жизнедеятельности экипажа, работы двигателя и отвода отработанных газов через специальные трубы, а


также для предотвращения попадания отработанных газов, паров топлива и масла в обитаемые отделения машины. Кроме того, дополнительно на танкетке устанавливались винтовые стяжки с воротками для затягивания откидных колпаков люков механика-водителя и пулеметчика (командира) и шланги с клапанами для дыхания членов экипажа.


Подача свежего воздуха в корпус танкетки происходила через расположенную на откидном колпаке люка пулеметчика воздухопитающую трубу (видна на фото слева, "воткнута" в поднятый колпак пулемётчика).

Смотровые щели закрывались заслонками с резиновыми прокладками. Для герметизации пулемета ДТ и звукового сигнала использовались брезентовые чехлы, которые шились и устанавливались по месту.


В чехол пулемета (по месту) вшивалось смотровое целлулоидное окошко. Кроме того, канал ствола пулемета с внешней стороны закрывался резиновой пробкой, выталкиваемой (в случае надобности) пулеметчиком изнутри корпуса - шомполом.

Все выходы электропроводов также герметизировались с помощью хлопчатобумажной нити на сурике и резиновых прокладок.

В ходе проведенных испытаний было установлено, что танкетка Т-27ПХ в целом соответствует предъявляемым требованиям (ее характеристики остались на уровне базовой машины).


Левая труба - воздухопитающая (через неё поступает воздух), правая - выпускная (отводит отработанные газы) двигателя.  1934 год. Ровно 80 лет назад.

С помощью оборудования для подводного хождения она могла уверенно преодолевать водные преграды по дну глубиной до 3 метров с пребыванием под водой в течение 30 минут.

Допустимое время работы двигателя в полностью загерметезированной танкетке и с установленными воздухопитающей и выпускной трубами при движении на суше составляло 2 часа, что позволяло располагать (в целях маскировки и безопасности) пункт (район) герметизации на удалении до 40 километров от рубежа форсирования водной преграды. После форсирования водной преграды танкетка с установленным оборудованием для подводного вождения также могла двигаться на суше (вести бой) в течение 2 часов.

проект, 1934, специальный, СССР

Previous post Next post
Up