76-мм самоходная артиллерийская установка СУ-6, дополнение

Aug 11, 2011 23:28

Парочка фотографий, в дополнение к этому посту.







В 1933 году, для замены безнадежно устаревших и снятых с эксплуатации самоходных зенитных орудий на шасси коммерческих грузовиков, созданных ещё в годы Первой Мировой войны, было выдано задание на проектирование зенитной САУ на шасси танка Т-26. Требования к новой самоходке выдали конструкторскому отделу самоходной артиллерии завода №185. Поскольку в качестве основного вооружения предполагалась установка 76-мм пушки 3К образца 1931 года уже на предварительном этапе проектирования стало очевидно, что ходовую часть Т-26 придется удлинять. С этим не согласились ГАУ и УММ, которые всячески препятствовали проведению переделок на танке, недавно принятого к серийному производству.
Тем не менее, в мае 1943 года проект САУ, получившей индекс СУ-6, получил одобрение, но задание скорректировали для применения орудия в боевых порядках войск против вражеских танков. Непосредственное проектирование и изготовление опытного образца началось в июне. Компоновкой САУ занимался Л.Троянов под общим руководством П.В.Сячинтова.
Корпус машины представлял собой коробчатую клепаную конструкцию, усиленную для жесткости тремя поперечными перегородками. Корпус и колея у СУ-6 были шире, чем у Т-26. По периметру корпуса располагались шарнирно укрепленные откидные броневые щиты, прикрывавшие расчет от ружейно-пулеметного огня во время движения. В откинутом положении борта удерживались специальными подпорками, имевшими опорную точку на корпусе дополнительной подвески. Таким образом, увеличивалась площадка, где действовал расчет орудия. В переднем и заднем откидных щитах имелись шаровые установки пулеметов ДТ. К внутренним стенкам корпуса крепились складывавшиеся сиденья расчета. Расчет боевой машины состоял из 6 человек. 76-мм зенитная пушка 3К обр. 1931 года с длиной ствола 56 калибров была установлена на тумбе в средней части корпуса. Пушка имела горизонтальный угол обстрела 360°, вертикальный - от -5° до +82°. Высота линии огня составляла 2445 мм. Боекомплект состоял из 48 выстрелов.
Ходовая часть была удлинена за счет установки в средней части корпуса с каждой стороны дополнительно установлено по одному опорному катку, подрессоренному спиральной пружиной. Для выключения подрессоривания при стрельбе использовалось специальное гидравлическое устройство. Двигатель и трансмиссия были целиком заимствованы от серийного танка Т-26 образца 1933 года.

Заводские испытания СУ-6 были проведены в период с сентября по октябрь 1935 года. При массе 11000 кг самоходка показала максимальную скорость 28 км\ч и имела запас хода порядка 130 км.
Спустя несколько дней, 13 октября, СУ-6 поступила с завода № 185 на НИАП, где почти год проходили ее полигонные испытания. Столь долгий испытательный период объяснялся тем, что САУ долгое время находилась в ремонте и, кроме того, попутно использовалась для отработки установки 37-мм зенитной пушки (при этом 76-мм пушка демонтировалась).
Ходовые испытания на 750 км продолжались с 25 июня по 14 сентября 1936 года с промежутками для ремонта двигателя и ходовой части, сильно перегруженных из-за возросшей массы боевой машины. Тестирование машины также осложнялось тяжелыми погодными условиями, что приводило к частым поломкам ходовой части и моторно-трансмиссионной группы. Так, после марша в 15-25 км со скоростью 25 км/ч требовалась остановка, так как температура масла приближалась к 105 °С. Кроме того, в процессе испытаний выявилась недостаточная мощность двигателя Т-26, который плохо “держал” вес потяжелевшей самоходки, малая прочность катков ходовой части и рессор подвески.
Огневые испытания, в процессе которых было сделано 416 выстрелов, тоже не принесли желаемого результата. При стрельбе с ходу при движении по лугу со скоростью 7-10 км\ч было выполнено 8 выстрелов с дистанции 400-500 метров по щиту и при этом ни один снаряд в цель не попал. Кучность стрельбы на начальном этапе признали удовлетворительной, но под конец оценка сменилась на неудовлетворительную , причем как с включенным, так и с выключенным подрессориванием.
Система также обладала низкой устойчивостью на грунте. При выстреле СУ-6 подпрыгивала на высоту до 170 мм при стрельбе с углом возвышения 0°, а также откатывалась назад до 210 мм. При каждом выстреле отмечалась сбиваемость наводки до 15' при угле возвышения +85°. Кроме того, расчет СУ-6 в походном положении полностью на САУ не помещался и установщики дистанционных трубок должны были ехать на машине сопровождения. Все эти факторы привели к тому, что СУ-6 признали непригодной для сопровождения мотомеханизированных колонн.

Тем не менее, в марте 1936 года на заводе №185 успели заложить установочную партию из 14 машин. Позднее 10 из них планировали приспособить для установки 37-мм автоматического зенитного автомата Шпитального, но в январе 1937 года от этого варианта также отказались, поскольку выпуск этого типа орудий налажен не был. Чтобы заложенные машины не простаивали без дела 13 марта 1936 года был издан приказ №0К-58сс, согласно которому четыре 76-мм зенитные САУ предполагалось использовать для обучения личного состава.

К январю 1937 года четыре шасси СУ-6 были собраны, а остальные находились в разных стадиях готовности в цеху завода № 185. Их дальнейшая участь оказалась неопределенной, поскольку П.В.Сячинтов был арестован и работы по самоходным установкам сильно затормозились. Судьба самоходок могла быть решена в 1938 году, когда на имя начальника 2-го отдела АУ РККА поступило донесение “по вопросу хранения и использования СУ-6”, где, в частности, говорилось следующее.

“Прошу вашего распоряжения вонепреду Ленинградского завода подъёмных сооружений о передаче на длительное хранение в склад АУ задела (неоконченной продукции) по всем машинам СУ-6, изготовленного Ленинградским заводом подъёмных сооружений им.т.Кирова, согласно с договором с АУ РККА от 28.8.1936 г. по чертежам завода на длительное хранение. Иначе придется платить заводу за длительное хранение упомянутого.
Вопрос дальнейшего использования четырех переданных готовых машин СУ-6, предназначенных под 76-мм зенитную пушку обр.1931 г., выясняется, о чем будет Вам сообщено дополнительно.

Председатель Арткома АУ РККА Комдив Грендаль”.

Таким образом, РККА не горело желанием принимать СУ-6 в любом качестве и отправило готовые машины на склады, где они и закончили свою жизнь.

Источник:
М.Свирин "Самоходки Сталина.История советской САУ 1919-1945". Москва. "Яуза"\"ЭКСМО". 2008
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/su-6.htm

САУ, 1935, Т-26, СССР

Previous post Next post
Up