Вчера на территории воздухоплавательного парка в присутствии инженер-генерал Вернандера, генерала Кованько и офицеров парка состоялось освящение эллинга и лаборатории для сооружения аэромобиля Татаринова и закладка первого аэромобиля.
"Русское слово", 16 (03) июня 1908 года
Владимир Валерианович Татаринов, изобретатель и горячий приверженец авиации, руководитель кружка планеристов Петербургского университета, решил обогатить русское воздухоплавание аппаратом, который мы сегодня бы назвали вертолетом с тянущим винтом. Новость мгновенно облетела все газеты. Вот, например, что писали в "Северном крае" 5 апреля 1908 года:
"НАУЧНЫЕ НОВОСТИ. Летательная машина. В газетах появилось сообщение о новом типе летательных машин (тяжелее воздуха), изобретённых В. В. Татариновым. Как передают со слов изобретателя, летательная машина, называемая им аэромобилем, основана, главным образом, на принципе висения или стояния в воздухе. Аэромобиль ничего общего не имеет ни с аэропланом, ни с воздушными кораблями иностранного типа. Летательная машина Татаринова в состоянии будет подымать значительный груз и развивать большую скорость. Машина проектируется вся из металла с двигателем значительной силы.
Постройка аэромобиля, рассчитанного на двух-трёх человек, кроме груза, обойдётся, по приблизительному расчёту, около 120 - 150 тысяч рублей. Над новым изобретением Татаринов работал почти 10 лет. Свой секрет в общих чертах господин Татаринов пока сообщил только трём лицам, известным специалистам. Одно из этих лиц - бывший директор политехнического института, специалист по баллистике князь А. Г. Гагарин.
- Татаринов ознакомил меня в конце прошлого месяца только с основными принципами своего выдающегося открытия, - сказал Гагарин. - Но и то немногое, что я узнал, вполне убедило меня, что великолепная идея господина Татаринова технически выполнима. Другой вопрос - сумеют ли у нас как следует осуществить её? Это вполне зависит от умения и усердия техников- специалистов, которым это дело поручено. Повторяю, - продолжал князь Гагарин, - В. В. Татаринов не посвящал в детали, не показывал мне своих чертежей, но принципы, положенные им в основу его аэромобиля, я знаю и считаю их, безусловно, верными. Поэтому я горячо высказываюсь за предоставление господину Татаринову необходимых средств для постройки хотя бы модели, конечно, в значительных размерах. Даже если допустить, что первые опыты окажутся не совсем удачными, то их следует, без сомнения, повторить, постоянно совершенствуя и преодолевая технические трудности, а может быть, даже и неизбежные промахи. Я верю, что, идя по пути, указанному впервые В. В. Татариновым, можно добиться блестящих результатов, - сказал князь Гагарин.
Из другого источника сообщают, что В. В. Татаринов пробовал обращаться в военное ведомство. Там его внимательно выслушали, выразили полное сочувствие и пожелали полного успеха. Денег же дать категорически отказались за отсутствием свободных средств.
Впрочем, несколько частных лиц заинтересовались теперь изобретением господина Татаринова и обещали ему дать средства на продолжение опытов. Таким образом, является маленькая надежда, что полезное изобретение не заглохнет, а главное - не уйдёт за границу".
Впрочем, вскоре Татаринову удалось построить рабочую модель (причем махолета, который с аэромобилем не имел ничего общего), которая в присутствии специалистов Главного инженерного управления смогла поднять с места груз в 6,5 килограмм, после чего правительство решило выделить на изготовление прототипа 50 тысяч рублей.
Так как махолет в нормальных размерах летать отказывался, Татаринов решил воплотить на государственные деньги другой свой проект - аэромобиля. Его конструкция неоднократно переделывалась изобретателем, и в окончательном варианте представляла собой платформу на четырех колесах. Двигатель двухцилиндровый, бензиновый, воздушного охлаждения, мощностью 20 л.с. Вертикальную тягу должны создавать четыре "центрофугальных" пропеллера с короткими желобообразными лопастями, горизонтальную - такой же винт в носовой части "аэромобиля". Привод - с помощью карданных валов.
Аэромобиль, как и следовало ожидать, не летал и мог только бодро ездить, пугая прохожих вращающимися и шумящими винтами. От вида такого свинства российское правительство надолго разочаровалось в вертолетной схеме...