Жаркое лето 1877 года. На Балканах идет русско-турецкая война. Иностранный шпион, окажись он в этот момент около румынского городка Зимница, важного перевалочного пункта на левом берегу Дуная, наверное, подумал, что русские в очередной раз выкинули невозможный фортель. Посудите сами - к городу приближался паровоз с вагончиками, нагруженными амуницией и боеприпасами - при том, что железной дороги около Зимницы еще вчера не было! А ларчик просто открывался - вагончики-повозки тянул паровой тягач, или локомобиль, как его тогда называли...
Сами же тягачи были еще 1873 года постройки. Сделали их в количество 7 штук на заводе Мальцова в Людинове. Оснащенный 2-цилиндровой паровой машиной мощностью 10 л. с, от которой крутящий момент передавался на задние колеса шестернями, такой тягач мог буксировать по грунтовой дороге до 10 прицепов с грузом 16-19 т. Паровой автомобиль имел массу 8120 кг и развивал при полной нагрузке скорость 6 км/ч.
Упоминается этот локомобиль и у Бориса Акунина в его "Турецком гамбите":
Варя попила кофе в одиночестве, сходила отправить родителям телеграмму: во-первых, чтоб не сходили с ума, а во-вторых, чтоб выслали денег (исключительно взаймы - пусть не надеются, что она вернулась в клетку). Погуляла по лагерю, поглазела на диковинный поезд без рельсов: с того берега прибыл обоз на механической тяге. Пыхающие паром железные локомобили с огромными колесами волокли за собой тяжелые пушки и фуры с боеприпасами. Зрелище было впечатляющее, настоящий триумф прогресса.