...Шла гражданская война. Не хватало продовольствия, топлива, плохо работал транспорт. Снежные заносы зимой 1918/19 года грозили прервать связь с отдаленными районами страны, парализовать железные дороги.
И в это суровое время в только что созданном Центральном аэро- и гидродинамическом институте - ЦАГИ - под руководством крупнейшего ученого-аэродинамика Н. Е. Жуковского начались работы по созданию специального снегоходного транспорта. В июне 1919 года конструктор аэросаней А. С. Кузин делает подробный доклад О снегоходной технике и вносит предложение начать разработку аэросаней для Рабоче-крестьянской Красной Армии. И вскоре при Совете военной промышленности была создана Комиссия по организации постройки аэросаней КОМПАС.
Слегка кликабельно
Научным руководителем ее стал Н. Е. Жуковский. В состав КОМПАС вошли ученые и инженеры-конструкторы Из ЦАГИ и из созданного в ноябре 1918 года Научно-исследовательского автомоторного института - НАМИ. Возглавил КОМПАС профессор МВТУ Н. Р. Бриллинг, уже имевший опыт строительства аэросаней. В комиссии с успехом сотрудничали такие известные инженеры, как А. А. Архангельский, Д. К. Карельских, А. С. Кузин, А. А. Микулин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Е. А. Чудаков, А. В. Петляков и многие другие.
Первая партия аэросаней из 10 машин была построена к началу сентября 1919 года. Они весьма успешно использовались на фронтах гражданской войны, в частности, несколько машин конструкции Н. Р. Бриллинга и А. С. Кузина в марте 1921 года участвовали в ликвидации Кронштадтского мятежа. Экипаж аэросаней, первыми ворвавшихся в осажденный город, был награжден орденом Красного Знамени.
Здесь можно прочитать о дальнейшем развитии аэросаней марки АНТ. Текст оттуда же.