Об этой машине слышали почти все, историю знают многие, но почему бы о таком замечательном автомобиле не написать еще раз, подробно? Вот и я не вижу, почему бы не написать. Итак...
На протяжении сотен лет Ирландия находилась под безраздельным британским владычеством. Противоречия экономического, этнического и религиозного характера, раздиравшие древнюю страну Эйр, часто приводили к кровопролитию. В 1912 г. в Великобритании наконец приняли закон об ирландской автономии, но с началом Первой мировой войны сроки его исполнения, и без того длительные, были отложены. В ответ на нежелание английского парламента предоставить Ирландии самоуправление, национальное сопротивление крепло и становилось все более радикальным.
К началу XX в. в Ирландии действовало множество политических организаций, боровшихся за независимость: от либеральной партии и «Шин фейн» до воинствующего «Ирландского республиканского братства» (непосредственного предшественника ИРА). Они сформировали военизированные группы и отряды боевиков, проходившие серьезную подготовку. Некоторые, например «Гражданская армия» и «Ирландские волонтеры», имели собственную униформу (темно-зеленую и светло-зеленую, соответственно). Своей вооруженной силой обладало и противостоящее им протестантское большинство городского населения Северной Ирландии.
Кликабельно
Крупнейшее восстание произошло в 1916 г. Его ядро составили отряды «Ирландских волонтеров» под командованием Эойна Мак-Нейла. События начались в Дублине в понедельник 24 апреля, и потому вошли в историю как Пасхальное восстание.
В тот день ведомые Джеймсом Конноли отряды «Гражданской армии» и «Ирландских волонтеров», частично вооруженные винтовками и пистолетами, частично безоружные, без сопротивления заняли ряд административных зданий в центре ирландской столицы. Стоя на ступенях Центрального почтамта один из лидеров восстания Патрик Генри Пирс зачитал декларацию о провозглашении независимости Ирландии. Вскоре над зданием развевался зелено-золотистый флаг республики. Войска попытались вытеснить боевиков из центра города, завязался бой.
Британские власти были захвачены врасплох. Но детально спланированное восстание вскоре начало захлебываться. Первоначально отложенное почти на сутки (а по мнению некоторых его участников, и вовсе отмененное), оно развивалось непродуманно и стихийно и распространилось только до предместий Дублина. Повстанцам не удалось получить помощь из Германии - судно «Од», шедшее из Любека с оружием, было перехвачено англичанами.
Кликабельно
В течение 48 ч английским войскам удалось создать в городе 20-кратный перевес и приступить к ликвидации восстания. Уличные баррикады были разнесены артиллерийским огнем. Канонерская лодка «Хельга» поднялась вверх по реке Лиффи, чтобы обстреливать опорные пункты восставших.
В районе Дублина британское командование не имело бронеавтомобилей. Для передвижения войск по простреливаемым улицам пришлось срочно обзавестись несколькими импровизированными броневиками. С завода пивоваренной компании «Гиннесс» были получены подходящее шасси (типа «Даймлер») и паровой котел. Все доставили в мастерские Южной железной дороги в Инчикоре. За 10 ч специалисты 3-го резервного кавалерийского полка превратили грузовик в боевую машину. Котел, установленный на место кузова, стал отделением для десанта. Кабина водителя и двигатель были обшиты стальным листом. На цилиндрическом корпусе котла появились ряды отверстий - настоящие бойницы и нарисованные, которые, по идее, должны были сбить с толку вражеских стрелков. Затем были изготовлены еще три подобных машины, две с котлами и одна с плоскими бронированными бортами.
Кликабельно
...У английского командования оказалось достаточно сил и средств, чтобы подавить восстание в течение неполной недели.
В пятницу 28 апреля штаб повстанцев покинул пылающее здание Центрального почтамта, почти полностью разрушенное артиллерийским огнем. На следующий день Пирс предложил сдаться, чтобы не продолжать кровопролитие. В других местах восставшие продержались дольше. Так, на мельнице Боланда боевики Имона де Валера (впоследствии - президента Ирландии) не сдавались до тех пор, пока не получили приказ своего руководства.
За неделю боев погибло около 460 человек. 3500 повстанцев и лиц, подозреваемых в соучастии, были арестованы. Только 170 из них предстали перед военным трибуналом. 11 лидеров восстания, в том числе Конноли, Пирс и Планкет, разработавший операцию, были расстреляны как пособники Германии.
ЗЫ: использован текст статьи В. Шпаковского и С. Иванникова "Броневик Guinness" из журнала "Танкомастер" №5 2002 год.