Трамвай есть, был и будет (окончание)

May 07, 2023 08:03

ПОДАТЬ ТРАМВАЙ К ПАРКУ им. МАКСИМА ГОРЬКОГО
Как вы, уважаемые читатели, уже догадались, следующий маршрут №5 был пущен к очередному празднику «Великого Октября» - 6 ноября 1935 г. Маршрут был самым сложным - от 3-го км он проходил по ул.Шевченко, затем на пересечении с 14-й линией (народное название «стрелки» поднимался вверх (сейчас это район Областного краеведческого музея), поворачивал на ул. 4-я Донецкая и в районе бывшего магазина «Музыка» выходил на ул.Оборонную.


Фото из архивов ЛОКМ г. Луганска

Конечной остановкой был стадион им.К.Е.Ворошилова. При прокладке линии были снесены дома по ул. 16 Линия №60 и №62, по ул.Донецкой №19 и по Сенной площади №7.
В этом же 1935 г. был окончательно принят тариф на проезд трамваем. Весь трамвайный путь по городу Луганску разбили на три участка:
-1-й - от поселка Лутовиновский до завода «ОР»;
- 2-й - от з-да «ОР» до городка з-да «ОР»;
- 3-й - от завода «ОР» до Малой Вергунки.
Стоимость проезда равнялась 15 коп. на каждом участке и 10 коп. для льготников (к ним относились пенсионеры, работники милиции, прокуратуры, школьники и учащиеся училищ). По отдельному письму льготы были установлены и работникам райкомов и горисполкома. То есть, если пассажиру нужно было добраться от поселка Лутовиновский до городка з-да «ОР», он ехал с пересадкой и платил 30 копеек, льготник - 20 коп.
К концу года произошло еще одно важное событие для трамвайного сообщения города - 2 декабря решением горсовета (протокол № 36) был выделен земельный участок для строительства трамвайного депо в районе бойни. Располагался он по маршруту №3 сразу за городскими конюшнями (территория бывшего автосборочного завода), где депо находится и ныне. (Весь объем строительных работ окончен к 6 ноября 1938 г.- Прим. авт.) После окончания строительства в нем размещались пять моторных поездов, изготовленных на заводе Домбаля, и семь - на Мытищинском.
1936 год в транспортном обустройстве города можно назвать годом Каменного Брода. Постройка новой линии от угла улицы Артема и улицы Заречной была начата в марте. 13 марта бюро Горкома партии освободило от занимаемой должности директора «Трамвайстроя» т.Евтушенко и перевело его руководить строительными работами Горкомхоза. В протоколе №17 заседания бюро значилось: «В работе городского трамвая выявлены недостатки - вагоны парка находятся в антисанитарном состоянии и не организована переброска грузов трамваями». О недоработках на Каменобродской ветке - ни слова, ведь наказать надо было, а терять специалиста нельзя.
Но вернемся к углу ул.Артема и ул. Заречной. Здесь были установлены стрелки, которые позволили пустить трамвай к парку им. Горького и со стороны вокзала, и со стороны пл. Ленина. Открытие движения по новым трамвайным маршрутам №7 - «Рыбзавод» (был такой в районе ж.д. вокзала. - Прим. авт.) - парк им.Горького, и №8 - «пл.Ленина - парк Горького» было приурочено к открытию Парка культуры и отдыха им.Горького. Газета «Ворошиловградская Правда», вы шедшая в день открытия Парка 18 августа 1936 г., сообщала: «...Первые вагоны к парку пойдут сегодня с 3-х часов дня. Для этого будут использованы все шесть поездов, находящиеся в Каменном Броде. Пойдут три поезда от вокзала и три - с площади Ленина. На новой линии вводятся остановки
- на углу улиц Заречной и Артема, возле школы №13 и у парка». Гуляния в Парке им. Горького начались в 7 часов вечера с торжественного открытия. Практически весь город участвовал в этом знаменательном для культурной жизни событии. Состоялась выставка авиационной техники, посвященная Дню авиации. Начала работать парашютная вышка, с первых же часов открытия собравшая сотни смельчаков. Танцы у фонтана на центральной алее, настольные игры и военный духовой оркестр на голубой эстраде до полуночи. И, конечно же, пушечный салют. У входа в парк посетителей «встречала» Доска Почета, на которой были вывешены фотографии передовиков-стахановцев, строи- телей парка. В первом ряду - главные лица: Минин - зам. пред. горисполкома; Шеремет - старший архитектор города; Забиякин - начальник строительства; Стефанович Н.И. - главный садовод; Плешаков - начальник «Зеленстроя»; Евтушенко - главный строитель парашютной вышки (бывший руководитель «Трамвайстроя»).
В этот вечер последний трамвай от парка им. Горького отправился в 1
час ночи.
В 1936 г. в связи с возрастающим интересом горожан к спорту был проложен трамвайный маршрут №6, соединивший паровозостроительный завод и стадион им. Ворошилова. Игры Футбольных команд «Динамо», «Дзержинец» и спортивного техникума, переведенного в г. Ворошиловград из г.Артемовска, превращались в паломничество болельщиков. Разрешение транспортной развязки было как нельзя кстати. Открытие трамвайного движения и открытие стадиона им. Ворошилова горком партии приурочил к торжествам, посвященным выпуску 1000-го паровоза ФД (Феликс Дзержинский) 17 июня 1936 г. К этим мероприятиям был впервые утвержден и состав сборной Ворошиловграда по футболу из 12-ти человек. Капитаном команды стал работник завода №60 т. Морозов. Нужно заметить, что уже 11 сентября 1936 г. из-за отсутствия финансовых средств на содержание стадиона в городском бюджете Гор- ком партии принимает решение (Протокол №70): «1) Передать стадион им.Ворошилова на баланс завода им. Октябрьской Революции. 2) Имеющийся стадион завода ОР передать Горсовету для организации спортивного детского городка.

ТРАМВАЙ К ЛЕТНОЙ ШКОЛЕ - ЗАДАЧА ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ

1930-й год стал для Луганска еще одной вехой в его развитии. 16 октября был подписан приказ о соз- дании 11-й военной школы пилотов. Уже через месяц в районе «Острой Могилы» началось масштабное строительство.
Весной 1931-ro года приступили к возведению служебных и технических зданий, а также жилых домов для будущих курсантов и обслуживающего персонала школы. По проложенной железнодорожной ветке доставили первые учебные самолеты У-1 и Р-1. К 1933 г. было семь готовых и заселенных корпусов, строительство четырехэтажного здания главного корпуса школы было почти завершено. Строились мастерские, гараж, складские помещения. Летный городок имел автономное электро- и водообеспечение. В инфраструктуру входили магазины и столовая. Отсутствовало только регулярное пассажирское сообщение с городом. Решая эту проблему, городские власти приступили к строительству новой трамвайной ветки «Стадион им. Ворошилова - Острая могила». Понимая, что дело это не быстрое, бюро Горкома партии 13 Ноября 1936 г. принимает решение присоединить трамвайную линию от стадиона им.Ворошилова к Лутовиновской железнодорожной ветке, идущей к Авиашколе в точке «4-й километр». Начало строительства было предусмотрено в плане на 1937-й год.
6 ноября 1937г. по этой ветке уже пошел первый трамвай. Этот железнодорожный путь сохранился и в наши дни на участке от остановки «5-я школа» и далее за 9-й поликлиникой в сторону аккумуляторного завода. Протяженность ж.д. участка, которая эксплуатировалась совместного с трамваем, составляла 3 км. В 1938 г. трамвайная линия по этому маршруту стала самостоятельной.
К 1940-му году в городе действовало 8 маршрутов, на которых в жестком графике с 5-00 до 1 часа ночи работало 67 вагонов с учетом прицепных. Общая протяженность трамвайных линий по городу составила 53,2 км.
С началом войны трамвай городу нужен был не меньше, чем в мирное время. Все работники трамвайного управления были переведены на казарменное положение. По полной загрузке работал грузовоз и пять грузовых платформ, принявших активное участие в эвакуации важных объектов и материальных ценностей. Контактная сеть питалась от двух подстанций общей мощностью 3600 КВт и обеспечивала 6 маршрутов.
Трамвайное движение в городе прекратилось в июле 1942 г. перед самой оккупацией. Красной Армией был уничтожен подвижной состав взорваны городская электростанция и оба трамвайных парка, а также тяговые подстанции. К сожалению, работники трамвайного управления сожгли свой архив и сейчас многие события, восстановленные по воспоминаниям горожан, газетным публикациям того времерешениям и постановлениям торисполкома имеют некоторые исторические неточности.
После освобождения города Луганска 14 февраля 1943 г. первыми были восстановлены мосты через реки Лугань и Северский Донец. Первой по отремонтированным трамвайным путям города пошла мотодрезина с транспортными платформами. Это событие произошло 15 мая 1943 г. Трамвайные магистрали восстанавливали всем городом. Завод «ОР» восстанавливал ртутно-выпрямительную станцию и трамвайные вагоны. Постоянно проводились субботники и воскресники с участием рабочих, вернувшихся из эвакуации заводов. Горком партии принял решение возобновить трамвайное сообщение к 1 мая 1944 г.
Первый послевоенный трамвай прошел 20 апреля 1944 г. по маршруту 3-й км - з-д «ОР» запитан- ный от электроподстанции завода «ОР». После полного восстановления городской ТЭЦ возобновилось движение трамвая на маршруте до стадиона им.Ворошилова. К 1 сентября 1944 г. в городе действовало уже 4 трамвайных маршрута. В Каменный Брод трамвай был пущен по временной схеме - на мосту через реку Лугань были проложены трехрельсовые пути. Средний рельс использовался поездами обоих направлений. С 1945 г. моторным вагонам были присвоены номера со 101 и далее, а прицепным с 201 номера. О состоянии трамвайного парка на май 1946 г. написано в статье «Восстановят трамвайные вагоны газеты «Ворошиловград- ская правда» №101: «...Сейчас в городе курсируют 15 поездов. Из имеющихся недействующих поездов можно собрать еще 9. По решению Горкома партии до 1 июня 1946 г. четыре моторных вагона должен восстановить завод «ОР», по одному моторному - з-ды «Буден- ного» и «Рудя». По одному вагону остальные заводы города».

МОСКОВСКИЕ
ТРАМВАИ НА УЛИЦАХ ЛУГАНСКА

Вплоть до 1948 г. положение с подвижным трамвайным составом было тяжелейшее. Из-за нехватки вагонов многие маршруты обьеди- нили. В октябре 1949 г. в виде по- мощи из Москвы в город поступили пять трамвайных поездов выпуска 1912 г., которые до этого эксплуатировались в депо им. Русакова. Эти поезда в народе получили название «Фонарные» - из-за вентиляционных фонарей на крыше. Нумерация на них оставалась старая - московская.
31 марта 1951 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь стадиона им. Ворошилова на 7 тыс. 447 посадочных мест (в сентябре 1961 г. стадион получил название «Авангард». Хотя в документах партийного архива фигурирует другая дата - 1962 г. - Прим. авт.). Более насыщенным стало трамвайное движение к этому спортивному сооружению. А 20 ноября 1952 г. трамвайный путь был восстановлен до авторемзавода (в дальнейшем автосборочный завод, вернее, его первая территория. Жителям Луганска сейчас это место известно как завод № 100. - Прим. авт.). Осенью 1953 г. этот маршрут уже имел конечную остановку «ме- бельная фабрика», в дальнейшем получившую название «аккумуля- торный завод», а после окончания строительства автовокзала в 1960 г. стала именоваться «автовокзал». К 1 января 1955 г. в городе были полностью восстановлены все трамвайные линии довоенного периода. Инфраструктура Луганска двига лась на восток. К 30 апреля 1957 г. в отдаленный, по тем временам, жилой район - ул. Сталинградской - ул. 26-ти Бакинских Комиссаров был пущен трамвайный маршрут №9, соединивший 3-й километр и ул. Сталинградскую (в дальнейшем переименованную в ул. Волгоград- скую). Уже через два года этот маршрут был продлен до аккумуля- торного завода и получил очеред- ную маркировку - №10. Маршруты №6 и №9 были закрыты.
В 1961 году первым секретарем Луганского обкома партии был избран Владимир Васильевич Шевченко. С его приходом на эту Д
должность в Луганске начался на- стоящий строительный бум. Строились новые жилые массивы, были возведены современный аэропорт, автовокзал, железнодорожный вокзал. В ноябре 1965 г. введена и новая трамвайная линия «ул. Шевченко - ул. Кирова» по 7-й линии через новый железнодорожный путепровод: соединены две до этого времени изолированные трамвайные системы города. Пущены новые маршруты: №13 «Вокзал - Автовокзал», №14 «3-й км - пл. Ленина», №15 «Парк имени Горького - Городок Тепловозостроительного завода. В 1965 г. в связи со строительством на пл. Героев ВОВ комплекса зданий Ворошиловградского областного совета трамвайная линия от центра к аккумуляторному заводу была перенесена с 14-й линии на 15-ю. Через год, с началом строительства здания Луганского областного краеведческого музея, стали готовить «стрелки» к «переселению» с ул. 15-я линия на ул. 16-я линия. В эксплуатацию они были введены только через 5 лет - в 1971-м году. В 1966-м году новая линия соединила «Городок Тепловозостроительного завода» с восточными новостройками города. К кварталу Дружба по ул. Херсонской и ул.Ватутина был продлен маршрут №9 (кольцо напротив нынешнего кафе «Диско»). Сюда же был пущен маршрут №15 «Парк им. Горького - кв. Дружба». 15 ноября 1967 г. в самый удаленный юго-восточный. район города Медгородок был продлен маршрут №6. В наши дни это самый оживленный маршрут и проходит он по одной из главных транспортных артерий города - ул. Оборонной.


Трамвай на ул. Оборонной. Фото 60-х годов прошлого столетия. Фото из фондов ЛОКМ.

ТРАМВАЙ К ЛУГАНСКОМУ ЦИРКУ

Один из значимых культурных объектов города - Луганский цирк - был возведен на ул. Херсонской За основу был взят проект Новосибирского цирка, только наш возводился методом народной стройки. Это означало, что из бюджета страны не выделялось ни копейки на его строительство. Все предприятия города выделили строй-материалы и работников, а само строительство осуществлял трест «Кадиевжилстрой». К этой стройке была проведена новая трамвайная линия «3-й км - Цирк». Ветку сдали в эксплуатацию 6 ноября 1969 г. А 29 ноября 1971 г. в Луганске было торжественно открыто новое современное здание цирка. В этот день Юрий Владимирович Никулин дал единственное представление для всех, кто строил Луганский цирк.
В 70-е годы прошлого столетия Луганск набирал промышленную мощь. Строительные площадки с каждым годом удалялись на восток, зовя за собой транспортные потоки города. В 1973 г. трамвайная линия прошла по ул. 26-ти Бакинских Комиссаров, соединив ул. Оборонную, ул.Волгоградскую и квартал Дружба маршрут №8. В 1977 г. новая линия соединила кв. Дружба с 3-м километром. К началу 1979 г. в городе Луганске действовало 12 трамвайных маршрутов.
С началом перестройки страна еще двигалась в своем развитии, иногда останавливаясь, чтобы послушать многочасовые наставления «прогрессивного вождя» - М.С.Горбачева. На этой волне в 1986 r. началось строительство Нового трамвайного депо по ул. Волгоградской. Но, как потом выяснилось, двигаться вперед нет необходимости, и недостроенное депо разобрали. Как разобрали в дальнейшем и линию по маршруту №3-а «ПО «Тепловоз» - ул. Беломорская (7-я проходная), открытую в 1990 г. В связи с падением производства и переходом предприятий города на сокращенный режим работы, был закрыт и ряд трамвайных маршру-
тов: №14, №5 (разделенный на №5 и №7), №12 «Автовокзал - Обл. больница» (закрыт в 1995 г).
К 200-летию Луганска было приурочено открытие автодорож ной эстакады к ж/д вокзалу (транс- портное движение открыто в 1996 г. - Прим. авт.) из-за чего на три года было прервано трамвайное сообщение по ул. Ленина. Возобновили его только в сентябре 1998-го. Трудности, которые испытали луганчане в транспортном сообщении за этот период, в дальнейшем компенсировались с лихвой. На данный момент эстакада не только узел автотранспортной развязки города, но и место проведения социально- культурных мероприятий. Уже тра диционно, в день города, в окрестностях эстакады проводится выставка цветов. А в 2012 г. эстакаду впервые использовали для проведе ния фестиваля арт-искусства «Apтодром».
В 2008 году из-за ремонта пу- тепровода по улице Тараса Рыбаса было прервано движение трамваев по маршрутам №11 и №13 на этом участке. Восстановлено в июне 2009 года.
Сейчас протяженность трамвайных магистралей города составляет 92 км. Но из-за того, что трамвай выполняет социальное значение, перевозя в основном пассажиров льготных категорий, «головной боли» у трамвайно-троллейбусного управления предостаточно. Да и бу- дущее у этого пролетарского вида транспорта весьма сомнительное.

ВИКТОР СТРЕЛЬЦОВ.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ использованы МАТЕРИАЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ И
ФОНДЫ ЛУГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО
МУЗЕЯ.

Стрельцов В. Трамвай есть, был и будет // Жизнь Луганска, №40. - 2013. - с.16-17.

Транспорт, История Луганска, Ворошиловград

Previous post Next post
Up