Их имена носят улицы

Nov 22, 2009 22:39


Изучая историю родного завода и эпоху создания паровозов (по материалам областного архива, мне довелось невольно прикоснуться к истории своего города (Ворошиловграда-Луганска), в частности, мое внимание привлекло название улиц Гудованцева и Ритслянда на городке завода им. Октябрьской революции. Молодое поколение, пожалуй, уже и не знает, что названия этих и ряда других улиц нашего города связаны с увековечением памяти участников полета дирижабля «СССР-В 6», погибших 16.02.1938 г. при спасении полярной экспедиции И.Д. Папанина.

Наша заводская газета «Октябрьский гудок» спустя годы обратилась в Центральный Дом авиации ПВО им. М.В. Фрунзе с просьбой рассказать подробнее об этом.

Советские инженеры, говорилось в опубликованном ответе, провели большую исследовательскую работу, что позволило им 29 сентября 1936 года на дирижабле «СССР-В 6» установить мировой рекорд по продолжительности полета. Он мог находиться в воздухе без дозаправки топливом 130 часов 27 минут и превосходил дирижабли-рекордсмены «Норвегия» и «Граф Цеппелин». Предполагалось, что он будет проходить все расстояние в Арктику из Москвы через Свердловск (1600 км) без промежуточной остановки. Но, спасая папанинцев с дрейфующей льдины, он потерпел катастрофу. Судьбе было угодно, чтобы этот корабль к спасению папанинцев шел под командованием Н. Гудованцева.

Вечером 5 февраля 1938 года корабль вышел из Москвы в сторону Мурманска, После 20 часов перелета дирижабль стал покрываться коркой льда, отяжелел и с трудом держал высоту. Вследствие низкой облачности он шел слепым полетом. Штурман. А.А. Ритслянд искусно вел его строго по курсу. В 19 часов 6 февраля, летя на высоте 450 метров в условиях полного закрытия видимости как вертикальной, так и горизонтальной, дирижабль с ходу врезался в высокую скалу и, переломившись, рухнул на нее. Из 19 человек экипажа погибли 13 и среди них командир корабля Н. Гудовзнцев, первый штурман А. Ритслянд.

Решением исполкома Ворошиловградского городского Совета депутатов трудящихся в честь отважных аэронавтов, по примеру ряда городов Донбасса, где ранее проходили рейсы советских дирижаблей, были названы две улицы на Новом Городке города.

Удивительно схожи, просты, коротки и близки биографии командира и первого штурмана аэростата «СССР-В 6». Родились в семьях колхозника и рабочего. Окончив среднюю школу и увлеченные авиационной романтикой, получив летное образование, связали свою судьбу с небом и с голубой мечтой столетий.

Такие, может быть, в чем-то скромные по заслугам были биографии и у других членов экипажа дирижабля, известных нам по названиям улиц Д. Гра-дусова, С. Демехина, В. Лянгузова, И. Панькова и всех соколов той довоенной поры. Это к ним относятся слова из Марша авиаторов: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолев пространство и простор...», выразившего цель их короткой и яркой жизни.

Так исторически сложилась судьба жителей Луганска и Донбасса: трудившиеся больше на земле и под землей, они никогда не оставались равнодушными к романтике авиационных и космических полетов.

Какие бы политические страсти ни бушевали в странах бывшего Союза, в наше время смуты, давайте сохраним память героев голубого океана в названиях улиц, кварталов города Луганска и вспомним их фамилии: аэростатчики - Н.Гудованцев, А. Ритслянд, В. Лянгузов, И. Паньков, Д. Градусов, С. Демин; летчики: П. Осипенко; М. Раскова, И. Остапенко, С. Леваневский, М. Лиховид, А. Демехин, М. Конкин; космонавты: Ю. Гагарин, В. Комаров, В. Волков; генеральный конструктор ракетно-космических систем: С.Королев; создатель ранцевого парашюта Г. Котепьников. Это они своей нелегкой работой, борьбой, жизнью и часто смертью заслужили эту память.

С.БОРОВКОВ

Их имена носят улицы // Луганская правда, 1995. - №95. - С.1

Улицы города

Previous post Next post
Up