Что делать, если у машины отказали тормоза? Нет, я не о случае, не когда летишь а впереди грузовик. Предположим, вам повезло − педаль тормоза провалилась на небольшой скорости, или после остановки. Что дальше делать с машиной? Вы скажете «вызывать эвакуатор, везти на сервис». Все верно, а теперь представьте, что нет ни эвакуатора, ни сервиса. И на месте не починить никак. «Да это разве что в глухой тайге где медведи» − скажете вы. Да, отвечу, но сейчас. А вот лет 20 − 25 назад такое могло случиться и в Москве... Жизнь автомобилиста нельзя было даже сравнивать с нынешней. И суровое время рождало суровые и дикие по нынешним меркам способы решить проблему. Я расскажу об одном из них.
Пыльное лето. Север Москвы, МКАД. две полосы для движения в каждую сторону. Полдесятого вечера, но солнце еще только садится − июнь. МКАД уже совсем опустел. У обочины дороги, между асфальтом и полоской зелени, с поднятым капотом стоит белая восьмерка. Из под машины вытекает струйкой жидкость. Резкий запах бьет в нос − тормозуха. Умер главный тормозной − «левые» манжеты не выдержали давления. Тормозов у машины нет вообще. Купить негде, вечер субботы, лес кругом. Да и что толку − после замены надо прокачивать, нужна еще тормозуха, прокачной ключик, да и как это сделаешь на обочине?
До появления слова «эвакуатор» еще несколько лет. Бросать машину на МКАД стремно − угонят, обчистят. Надо ехать.
Как можно ехать на машине, у которой нет тормозов? Ну, максимум, ручник, но тот, как на зло, держит плохо... Решения нет? Решение есть! Берем буксировочный трос, берем вторую машину, в данном случае − Москвич. Цепляем Москвич к восьмерке. Да, именно так. Восьмерка без тормозов потащит Москвича. Наверное, вы уже поняли. Водитель восьмерки будет нажимать на тормоз, показывая торможение стопсигналами, а водитель Москвича будет тормозить изо всех сил, удерживая восьмерку. Дистанционный тормоз, иначе говоря, якорь! Водителю Москвича остается держать трос всегда натянутым.
Мы привыкли, что буксир, это когда один тащит другого, который сам ехать не может. А здесь − наоборот! Тот, кого тащат, тормозит первого. Так добираемся до дома на скорости около 40 − 50 км/ч. Торможение − вполне уверенное!
Сейчас, когда развиты многочисленные сервисы, на автомобили не копят по 10 лет, улицы забиты машинами до глубокой ночи − эта история кажется жутью. Как можно ехать на машине без тормозов? Зачем так рисковать? Что за экстрим, как в военное время? Но правильно пишут умные люди − судить действия людей надо с поправкой на ту эпоху, в которую они жили.
А то, для автомобилей и автомобилистов это были разные эпохи − факт, который готов подтвердить любой, заставший то время за рулем.
А вы помните какие-нибудь необычные истории подобного рода?