Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой...

Apr 22, 2013 21:39


Многие жители курортных городов почти никогда не купаются в море. Оно для них обыденно, буднично.

Так и для москвичей Красная площадь, мавзолей. Поэтому я побывал в мавзолее Ленина только в 15 лет. Увиденное не произвело особого впечатления. Ну лежит, ну мумия. Ленин был идолом, которого в нас пихали с детства. С одной стороны, мы понимали, что это ( Read more... )

воспоминания, позиция, СССР, политика, история

Leave a comment

empire_z May 4 2013, 06:47:26 UTC
"Байки о поголовной неграмотности людей в царской России - большевистский миф. Причем лживый донельзя. Судите сами.

С 1918 по 1920 годы в стране гремела Гражданская война, а с двадцатого года уже можно было начинать восстанавливать хозяйство и вообще заниматься чем-то, кроме войны, - например, ликбезом. Так вот, опрос населения, проведенный новой властью в 1920 году, установил, что 80 % молодежи умеют читать и писать. Кто же их научил?

Царизм проклятый!

Это в Петровскую эпоху люди не хотели учиться, потому что воспринимали учебу как привычную государственную повинность. Как каторгу. Как нечто, куда гонят штыками. А в николаевское время всеобщего подъема народное образование переживало расцвет в самом буквальном смысле. В течение каких-то двадцати лет ассигнования казны на народное просвещение выросли в шесть раз. Причем в эту цифру не входят бюджеты учебных учреждений с иным типом финансирования - земские школы, военные школы, технические школы. Но и местные ассигнования на образование за тот же срок тоже изрядно выросли - в четыре раза. В результате к 1914 году в стране на обучение тратилось полмиллиарда золотых рублей. В стране работало 123 745 школ.

Количество неграмотных сокращалось с потрясающей скоростью. Например, если в 1875 году в России было 75 % неграмотных, в 1900 - 51 %, то в 1913 - 27 % (а среди молодежи - 20 %). Откуда такие данные? А из Большой советской энциклопедии 1920-х годов. Энциклопедия выдержала три издания с этими цифрами, а потом советская цензура спохватилась и табличку со статисткой роста грамотности в царской России из энциклопедии изъяла: уж слишком она противоречила большевистскому мифу о великом ликбезе. Гораздо любопытнее другое: на XV съезде Коммунистической партии Надежда Константиновна Крупская прямо заявила, что ситуация с образованием в СССР пребывает в худшем состоянии, чем была в царской России.

Для школьников российской империи обучение было бесплатным; более того - в Думу в 1907 году был внесен законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», то есть образование должно было стать обязательным для всех детей империи! Закон гласил, в частности, что «нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом».

Reply

shurik_m May 4 2013, 09:57:00 UTC
Да, я тоже в свое время об этом задумывался.

Reply

comrade_k2 May 4 2013, 17:30:46 UTC
Я так понимаю, что по ГОЭЛРО, промышленности, науке возражений нет? Только ликбез?)
К сожалению, вы не привели источник цитаты, но я позволю себе процитировать википедию:

К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, уже давно вставшей на путь индустриального развития. Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин[1]. По Сибири грамотность составляла соответственно 12 % (за вычетом детей до 9 лет - 16 %), по Средней Азии - 5 и 6 % соответственно[2] из всего населения. И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень грамотности возрастал, но «после войн и вообще усиленных наборов процент грамотности падает»[3]. По прошествии трёх лет войны, к 1917 году заметная часть населения страны оставалась неграмотной (особенно в Средней Азии). Дополнительно статистику ухудшил и тот факт, что западные губернии, где в предвоенные годы вкладывались большие средства в образовательную инфраструктуру и где уже достигнутый уровень грамотности несколько повышал средние данные по империи (см. Грамотность#Общие статистические данные) были оккупированы и не вернулись в состав страны.

Оценки числа грамотного населения на 1914-1917 гг. достаточно сильно разнятся. Часто уровень грамотности на 1914 год в Российской империи оценивается в 30 % от всего населения[4][5][6]. Ряд западных ученых оценивают грамотность населения России к 1915 году в 35-38 %.[7] Существует также оценка грамотности населения России в 45 % к 1914 году[8]. Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56 % грамотных от всего населения России (на 1916 год)

Однако вопрос не в цифрах: вы не понимаете сути. Большинство достижений 20-30-х годов - они из "до 1914". И метро оттуда, и вертолёты Сикорского. Однако Николай 2 всячески мешал прогрессу, а Владимир Ильич Ленин всячески помогал. В этом суть.

Reply

shurik_m May 4 2013, 17:45:49 UTC
А диктатуры вообще хорошо умеют решать задачи подобного рода, типа электрификации, и т.д.

Николай II не то чтобы не хотел прогресса России. Он, например, очень поощрал развитие авиации. Я это знаю, т.к. живу на Ходынке и изучаю ее историю. Просто тогда не было абсолютной диктатуры, и, скажем, если приходит Жуковский и просит денег, то их надо откуда-то брать, согласовывать, одобрять, кромсать принятый бюджет, и т.д. Бояться, что в газетах будут ругать, что будут недовольные, что в госдуме будут дебаты.
У Ленина все проще - можно продать за рубеж еще исторических ценностей, можно урвать денег из других областей, можно пройтись продразверсткой, изъять «излишки» зерна, плевать что умрет еще десяток-другой тысяч людей от голода.
При Сталине еще проще - бесплатная и бесправная рабочая сила в виде заключенных, отсюда Беломорканал, который не решал своих задач, отсюда 501-я стройка и много чего еще.

Reply

comrade_k2 May 4 2013, 18:42:54 UTC
Что-то мне кажется, что самодержавие Николая 2 было несравнимо большей диктатурой, чем времена руководства Совнаркомом Владимира Ильича. Захотел - на Японию попёр, захотел - Думу разогнал, захотел - миллионы на войне угробил. Это ли не диктатура?

Тем более я не думаю, что Ленину в 1918 году было проще, чем Николаю в том же 13-м. А то, что царь был внешне благодушным радетелем блага России, у меня сомнений нет. Конечно он хотел прогресса - примерно как Манилов, но это равнозначно "мешал".

"Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут". Это цитата из Сталина, раз уж вспомнили. У Сталина была дилемма: сейчас погибнет миллион, но завтра будет спасена страна - первый вариант. Второй вариант: мы остаёмся чистенькими, советуемся с Думой, строим медленно, зато без жертв, а потом вдруг - и катастрофа, нет ни того миллиона, ни страны в целом. Этот выбор стоял перед многими. Сталин выбрал первый вариант, Николай 2, Горбачёв - условно второй, в каком случае мы потеряли больше?

Reply

empire_z May 5 2013, 04:22:52 UTC
Ну, начнем с того, что индустриализация это не "заслуга" Ленина. Он к тому времени уже 4 года как помер. Да и не нужна она была вовсе, - в стране прекрасно работал и Нобель, и Сименс, и выпускник Кембриджа Савва Морозов и многие другие. Было построено с нуля 81 000 км. железнодорожных путей (большевики до ВОВ построили только 44 000), в 1913 году началась электрификация страны (ГОЭЛРО - это комиссия, которая всего лишь продолжила начатое ПРИ Николае Втором). Ещё при Екатерине Второй был установлена продолжительность рабочего дня не более 10 часов, запрещается женский и детский труд. Столыпин в 1906 году ликвидирует общинное земледелие ("Земля-рабочим" - это не Ленин придумал, а Столыпин). А вот в 1928 году общинное земледелие возвращается, а в 1930 году возвращается и рабство. "Мы отстали на 50-100 лет от передовых стран" - это красивый лозунг, чтобы запудрить мозги и оправдать бесчисленные жертвы... От каких-таких стран мы отстали?
Никита Хрущев вспоминал:
«Сейчас это для некоторых… звучит странно. Но это правда. Когда до революции я работал слесарем и зарабатывал свои 40-45 рублей в месяц, то был материально лучше обеспечен, чем когда работал секретарем Московского областного и городского комитетов партии. Я не жалуюсь, а просто иллюстрирую, как мы тогда жили». «Мы жили для дела революции, ради будущего коммунизма, все и вся было у нас подчинено этому. Нам было трудно. Но мы помнили, что первыми в мире строим социализм и поэтому должны затянуть ремешки потуже…». Вот так вот - делали чтобы делать... К слову: корова тогда стоила 8-10 рублей, буханка ржаного хлеба 1 копейку, килограмм помидоров 1 копейку, сахар 7 копеек за фунт, мясо 12 копеек за фунт (фунт - это примерно 400 граммов). Плитка шоколада весом в 100 граммов стоила 15 копеек. Курица на базаре - 30 копеек. Нормально так "эксплуатировал" Николай Второй пролетариев...
А ЦАГИ... Ну, разумеется, наука развивалась, не все же уехали. Только вот ученые то все были родившиеся и выучившиеся при кровавом царизьме.
Кстати, при Гитлере в 1944 году фон Браун осуществил первый запуск ракеты в космос. Не положить ли мумию Гитлера посреди Берлина (жаль прах развеян, но можно памятник поставить!)? Он ведь ведь так много сделал для мировой космонавтики!
Ленин отбросил страну в развитии на много десятилетий назад. Страна в 19 веке избавилась от рабства, в начале 20-го от общинного земледелия, только-только набирал силу российский парламентаризм, гигантскими темпами росла промышленность, поднимался новый класс - буржуазия, и тут нате вам - опять рабство, абсолютная монархия, голод. До сих пор оправиться не можем...

Reply

empire_z May 5 2013, 04:35:00 UTC
Кстати Горбачев родился в 1931 году. Воспитывался, разумеется, в эпоху беззаветной любви к единственной и неповторимой коммунистической партии. И он же люто ее ненавидел. ВТОРОЕ поколение большевиков (как и Ельцин) уже ненавидели "коммунизм"...

Reply

comrade_k2 May 5 2013, 06:23:20 UTC
Да, Столыпин был таким хорошим, что царская охранка организовала его убийство, а царь сказал его преемнику: "Надеюсь, вы не станете заслонять меня, как это делал покойный Столыпин".

Про электрификацию при Николае, ракету в космос говорить уже несерьёзно, это примерно то же, что и ваши числа про грамотность. Если вам хочется думать, что Ленин плохой, большевики отбросили на много десятилетий, тут вам никто, кроме вас самого, помочь не сможет.

Reply

empire_z May 5 2013, 06:52:54 UTC
цитируемая тут Википедия вот что "говорит" о столыпинской аграрной реформе:
"Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:
Повышение качества прав собственности крестьян на землю, состоявшее, прежде всего, в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев. Мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер;
Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян;
Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения государством большого объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель;
Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего, помещичьих) земель крестьянами через Крестьянский поземельный банк. Вводилось льготное кредитование. Столыпин считал, что таким образом всё государство берёт на себя обязательства по улучшению жизни крестьян, а не перекладывает их на плечи немногочисленного класса помещиков[78];
Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земли, ссуды членам кооперативов и товариществ);
Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями);
Поддержка кооперативов и товариществ крестьян."

По всем позициям шаг вперед. "Коллективизация" была очевидным шагом назад в рабство.
По поводу убийства и охранки - это одна из версий. На Столыпина много раз покушались. 11, если точно.

По поводу космоса опять-таки:
«Фау-2» является первым в истории объектом, совершившим суборбитальный космический полёт, достигнув высоты в 188 километров в 1944 году"

В 1945 фон Браун перебежал к американцам вместе со всеми чертежами и большей частью опытных образцов. Нашим в Пенемендах досталась малая часть немецких ракетных наработок. Кстати, первая многоступенчатая ракета была запатентована в 1914 году в Америке Робертом Годдардом (вовсе не Циолковским, Жуковским или Королевым. "Формула Циолковского" - это советский миф. Эта формула была выведена К. Э. Циолковским в рукописи «Ракета» 10 мая 1897 года, однако первыми уравнение движения тела с переменной массой решили английские исследователи У. Мур, а также П. Г. Тэйт и У. Дж. Стил из Кембриджского университета соответственно в 1810-1811 гг. и в 1856 году.).

По поводу электрификации, лучше всего у Булгакова в "Собачьем сердце": "почему электричество до революции гасло, дай бог памяти, всего два раза, сейчас гаснет аккуратно дважды в день?".

Reply


Leave a comment

Up