(no subject)

Jun 20, 2010 05:05

Говорят, в искусстве всё на всё похоже. (В жизни, говорят, тоже так. Но это другая тема.)

Чем похож хороший артист на хорошего гитариста? (Учитывайте, что в музыке я дебил, как и везде впрочем. Но это другая тема.)

У гитариста в самом маленьком временном отрезке нет ровных плоских звуков. Каждый звук объёмен, он будто переливается, вертится.

У плохого гитариста все звуки похожи на ж/б сваи. Из них торчит арматура, бетон крошится по краям. Игра такого музыканта похожа на забивание свай при строительстве дома: звуки глухие, гулкие, бесцветные.

Величие рок-музыки в том, что группа может быть офигительной, даже если в ней плохой гитарист. Рок это нечто вроде футбола. Важна командная игра. Очень средняя по составу команда Греции стала чемпионом Европы, обыграв команды с выдающимися игроками. Наша сборная обыграла Голландию, Англию и ещё кого-то.

Хороший гитарист длит звучание, оно кажется беспрерывным, округлым как серпантин, даже резкие перепады тем он умудряется закруглить, вывести импровизацией одну через другую. Даже паузы кажутся неслышным дрожанием струн. Возникшие после паузы звуки продолжают паузу, импровизируют на её темы. Хороший гитарист знает, что пауза, тишина это не отсутствие звуков. Они есть всегда, потому что всё вокруг всегда движется, меняется, звучит, а человеческое ухо не способно это услышать. И из этого потайного мира тишины гитарист выуживает слышное только ему ощущение, переводя его в звуки гитары.

Плохой гитарист строит партию огромными блоками, кубиками, когда слушаешь, постоянно стукаешься ушами об острые углы (хорошая фраза - стукаешься ушами, гы).
Но даже это не помеха, чтобы группе сбацать бешеную по драйву песню. Что-то в ней должно отвлекать внимание от минусов каждого музыканта. Это как в футболе. Скажем, был такой футболист Рикельме - гениальный плеймейкер, но был щуплым, не вступал в борьбу, бегал плохо. В итоге умный тренер ставил рядом с Рикельме стоппера-берсеркера, который выгрызал всем ноги вместе с мячом, а потом стоппер коротким пасом отдавал мяч Рикельме, он шикарно отдавал передачу, отрезая всю оборону противника.

Плохой артист один в один плохой гитарист. Всё плохое похоже друг на друга гораздо больше, чем хорошее (кажется, впрочем это другая тема).
Плохой артист меняет три-пять масок, все они неизменны. Разные персонажи у плохого артиста грустят, радуются, веселятся одинаково. Переход между масками резок, будто за кадром грохается что-то громоздкое и тяжёлое.

Хороший артист каждую деталь (хоть еле заметный поворот плеча, брови; складка у губ, появляющаяся при лёгкой улыбке) вписывает в партию, где эмоциональное состояние героя подвижно, оно звучит как партия гитары, игра хорошего артиста это движение мельчайших деталей, передающее меняющийся мир его героя. Хороший артист знает, что всё движется, меняется и внутри всегда что-то происходит. Даже внутренняя пустота, немота героя, отсутствие выразительных приёмов в его игре создают иллюзию движения.

Герой использует вместо движения своих мышц, костей, сухожилий цвета окружающего мира, ветер и солнце, пустоту улиц. Всё это он делает продлением своего героя. (Тут правда большой вопрос - где заканчивается работа актёра и начинается - режиссёра, но это другая тема). Ярчайший пример для меня - финальная сцена «Смерти в Венеции», когда Дирк Богард сидит и смотрит, по его щеке под белой пудрой (или белилами, ХЗ) скатывается чёрная капля пота, впитавшая краску для волос, вокруг Богарда море, смурная погода, играющие дети, влажный тёмный песок. И всё это отражается от артиста, становится для него речью, мимикой, жестами.

(Дальше ничего не придумал)

закарпатская чупакабра

Previous post Next post
Up